"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Увлекательные кольца Луллия
Цель: расширение и активизация словарного запаса за счёт существительных, прилагательных, глаголов; развитие логического мышления и воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- закрепить произношение звуков в речи;
- развивать фонематические процессы;
- уточнить и активизировать словарный запас;
- совершенствовать звукобуквенную и слоговую структуры слова;
- формировать структуру предложений;
- совершенствовать развитие связной речи.
Пособие представляет собой два круга разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка, круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. На них при помощи магнитов прикрепляются картинки, буквы, символы. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определённые сектора.
Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырёх кругов разного диаметра с количеством секторов от 4-х до 8-ми. Пособие можно совершенствовать и дополнять новыми элементами, есть возможность разработать огромное количество игр для детей. Каждые диски пособия посвящены отдельной теме тематической недели. Пособие «Увлекательные кольца Луллия» используется в совместной, индивидуальной, самостоятельной деятельности педагога и детей.
Каждый диск позволяет решить определённые задачи согласно тематической, образовательной деятельности с детьми. Возможны различные варианты дидактических игр и упражнений, в зависимости от поставленных образовательных задач педагогом и оформления пособия. Данное пособие можно использовать во всех образовательных областях при проведении тематических недель, а различные карточки позволяют закрепить знания по пройденным темам.
Правила игры для детей: дети усаживаются за стол, внимательно слушают задания, обсуждают, проговаривают, советуются, затем выполняют их.
Инструкция проведения игры:
- Установить пособие на столе.
- Внимательно слушать задание.
- Раскручивать за края пластинок.
Игра «Найди одинаковые звуки»
Цель: формирование фонематического слуха, умения выделять первый звук в слове, находить слова, начинающиеся с одинакового звука.Описание: на сектора первого, самого большого круга при помощи магнитов прикрепляются изображения картинок; на втором верхнем круге – звуки. Детям предлагается найти соответствие картинок со звуком. Дети раскручивают круги, внимательно смотрят на изображения картинок, которые на кругах оказались под стрелкой, называют их, находят правильное отношение картинки и звука, объясняют свой ответ. Например, картинка «утка», ребёнок должен найти соответствующую картинку на круге и соотнести её со звуком «У», затем выставить соответствие под стрелку.
Игра «Подбери картинку по схеме слова»
Цель: совершенствование навыка – правильно определять звуковой состав слова и составлять схему по картинкам.Описание: на верхнем круге расположены звуковые схемы слов, в руках у детей картинки к этим схемам. Детям предлагается подобрать соответствующую картинку или к картинке подобрать соответствующую схему. Например, к картинке «кот» ребёнку необходимо подобрать схему, затем соотнести картинку со схемой.
Игра «Найди слова»
Цель: совершенствование навыка слоговой структуры слова.Описание: на верхнем и нижнем круге располагаются слоги, детям необходимо объединить слоги так, чтобы получилось слово. Например: ли-са, ро-за, пи-ла и другие слова. Затем, когда ребята находят слова, стрелку устанавливают на сектор.
Игра «Вкусный сок»
Цель: обогащение словарного запаса, формирование навыка образования относительных прилагательных.Описание: на каждый сектор круга выкладываются картинки с изображением стакана, на котором размещена картинка с фруктом или ягодой. Ребята по очереди берут картинку с фруктом или ягодой, называют, какой сок получится (например, лимонный, яблочный и т.д.) и прикрепляют картинку на втором круге в нужном секторе. Далее можно предложить составить предложения с полученными прилагательными.
Игра «Наоборот»
Цель: развитие умения образовывать антонимы.Описание: на каждый сектор верхнего круга выкладываются картинки игры «Наоборот», а на нижний круг выкладывается вторая пара картинок и предлагается ребёнку соотнести, а затем назвать противоположные по смыслу слова. Когда картинки совпадают, ребёнок указывает на них стрелкой.
Дидактическая игра «Весёлый счет»
Цель: формирование умения у детей согласовывать числительные с существительными в именительном падеже.Описание: на первом круге располагаются цифры, на втором – изображение предмета. Ребёнок раскручивает круги и считает соответствующую картинку в соответствии с цифрой. Ребёнок должен назвать количество изображённых предметов, при этом называя их (например, 1 – один стул, 2 – два стула, 5 – пять стульев).
Дидактическая игра «Один – много»
Цель: формирование умения у детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.Описание: ребёнку предлагается раскрутить круги. Назвать картинку, на которой остановится стрелка в первом круге, в единственном числе, а во втором круге – во множественном числе. Например, кукла – кукол, машина – машин и так далее.
Степень сложности заданий должна возрастать постепенно. Все свои действия дети сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте.
Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах. Необычная форма заданий позволяет научить ребёнка не только различать признаки предметов, но и развивать умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствовать активизации зрительных функций.
Игровое пособие «Увлекательные кольца Луллия» в соответствии с ФГОС ДО доступно, безопасно, активизирует самостоятельную игровую деятельность детей, обогащает предметно-пространственную среду группы, привлекает детей своей необычностью, разнообразием содержимого.
Елена Журавлёва, воспитатель ГБОУ
СОШ № 1 ОЦ, Д/с «Колокольчик»,
с. Борское, Самарская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии