"Игры и Игрушки" №4-2019
Уроки с детьми – за или против?
Итак, существует множество противоречивых мнений, кто-то говорит – делать уроки с ребёнком совершенно не нужно, это ему во вред! Другие говорят – как же так, ведь он сам не справится, ему обязательно нужно помочь! И как тут быть?
Воспитание личности
Каждый ребёнок – это личность, самостоятельная, особенная и неповторимая, это ни мама и ни папа, и ни бабушка с дедушкой, это абсолютно другой человечек, со своим характером, со своим талантом в чём-то, со своими хотениями и умениями. У него всё индивидуально! И заранее решить, что вы будете делать с ребёнком уроки – нельзя! Необходимо наблюдать за своим чадом, причём с самого рождения. Потому как, задатки личности формируются уже в самом раннем возрасте. И уже к школе становится ясно, какая познавательная активность у ребёнка, к чему у него стремления, или он ещё не совсем определился и его тянет ко всему новому и неизведанному. Умеет ли ребёнок организовывать своё игровое пространство, убирает ли за собой игрушки, книжки. Именно родители его обучают самостоятельным действиям: приучают к порядку, учат читать, одеваться, кушать правильно, говорить вежливые слова и ложиться вовремя спать. А значит, ребёнку необходим режим дня с самого рождения, и тогда к школе он уже будет приучен выполнять элементарные действия, которые будут его организовывать в учебном процессе и в учебной деятельности. А, соответственно, и в выполнении домашнего задания.Индивидуальный подход
На момент начала учёбы в школе, по всем психолого-педагогическим показателям, мозг ребёнка должен «созреть» и быть готовым к учебной деятельности. Но это по нормам и канонам! А на самом деле, оказывается, не всегда такое случается. В результате, он идёт в школу, и там не хочет учиться, не хочет следовать правилам школьной жизни, не хочет читать и писать, а уж тем более делать уроки. И вот тут-то и нужна помощь родителей! Но помощь - в каком плане?Во-первых, психологическая и моральная поддержка. Ребёнку и так тяжело, а тут ещё родители, которые «насели» со своими нравоучениями и требованиями. Нужно быть терпеливыми и спокойными для своего юного ученика, чтобы помочь ему организовать своё время. Ребёнок должен привыкнуть к новому режиму дня, и к тому, что придя домой, ему необходимо сделать уроки. В первом классе уроков задают крайне мало, есть время привыкнуть и научиться самостоятельности в выполнении заданий.
Но, ни в коем случае нельзя делать уроки за ребёнка! Уроки – это индивидуальная работа каждого ученика. Можно даже объяснить своему малышу, что мама и папа ходят на работу, выполняют её самостоятельно и за это получают заработную плату. У тебя теперь тоже своя «работа», за которую ты будешь получать оценки. Если твоя работа выполнена отлично, то ты получишь «5». Можно выбрать поощрительные моменты, например, принёс за неделю три пятёрки, идём в детский развлекательный центр или в кино. Необходимо донести до ученика, что домашнее задание – это повторение и закрепление полученных знаний в школе. И чем качественнее он будет их делать, тем лучше у него будут оценки и знания. Бывает, что этого достаточно и ребёнок, понимая всё это, выполняет домашнюю работу самостоятельно и старательно.
Если всё же ничего не помогает… Да, и такое бывает довольно часто! Ну не помогают никакие объяснения, уговоры, поощрения, наказания. И ваш первоклашка, приходя домой, закидывает свой портфель в дальний угол, включает мультики или компьютерные игры, и не делает никакие уроки, пока родители не начинают принимать крайние меры.
В данной ситуации, конечно же, нельзя терять контроль над ребёнком. Порой, это длится довольно долго, и не только в начальной школе. Но, как правило, проходит, в 5-6 классе. Главное, родителям набраться большого терпения, не унижать ребёнка ни в коем случае, чаще хвалить его за сделанную домашнюю работу и приучать-приучать-приучать к её самостоятельному выполнению. Можно даже хитростью, постепенно, сажать делать уроки, а потом отходить по делам на некоторое время. И возвращаясь, проверять, поощрять обязательно, если всё сделано качественно. Главное, в данной ситуации, опять же – не делать уроки за ребёнка! Можно объяснить тему, которую он не понял, прорешать подобные примеры, разобрать литературное произведение и его героев – почему бы и нет? Это даже интересно, ребёнок выразит вам свои мысли, а вы ему свои, получится интересная дискуссия, и «двух зайцев убьёте» – сделаете уроки и проведёте вместе время.
Как вы уже поняли, кому-то делать уроки вместе с родителями просто необходимо и важно, а кому-то достаточно только показать, научить и направить, и дальше он справится сам. Вам останется только контролировать качество выполнения уроков. Это, на мой взгляд, необходимо делать всем родителям. Это и вам полезно – будете знать, чем дети занимаются в школе, и какие темы там проходят. И полезно для качества учёбы вашего ребёнка – так как дома он знания закрепляет, и если закрепятся они неправильно, с ошибками, то эти ошибки так и будут появляться в будущем.
Учитель закладывает в головы ребят знания, а дома – задача учеников закрепить и усвоить эти знания. Задача родителей – помочь своим детям справиться со школьной адаптацией, организовать правильно их время, и чтобы ещё можно было отдохнуть после выполнения уроков! Главное правило – не навредить!
Успехов всем начинающим родителям юных учеников в таком не простом, но очень важном деле!
Марина Палочкина, учитель-логопед,
ГБОУ Школа №460, г. Москва
Рекомендуем почитать
- В гости к Фее Мартовне
- Игры для дошкольников: развиваем произвольную память и внимание
- Международный конкурс для педагогов и психологов «Лучшая авторская игра»
- Российская натуральная игрушка
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии