"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Учим говорить и играть
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме «Мои игрушки» для младших дошкольников с нарушениями слуха
Дети с нарушениями слуха испытывают значительные затруднения при формировании устной речи как средства коммуникации. Возникают сложности в восприятии речи на слух, в самостоятельном назывании предметов, изображений, в понимании вопросов и ответах на них. Лишённый слуха ребёнок оказывается не в состоянии самостоятельно овладеть речью, поэтому важным является своевременное начало коррекционной работы, направленной на обучение пониманию устной речи, развитие речи самих слабослышащих дошкольников, а также их общее развитие.
Для организации образовательной деятельности детей необходимы наличие постоянной речевой среды, развитие слухового восприятия, использование звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных слуховых аппаратов, систематическое проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, использование педагогом комплекса наглядных, практических, словесных методов обучения и воспитания.
Речевой материал учитель-дефектолог подбирает с учётом возраста детей и уровня их речевого развития. Слова, предложения, словосочетания представлены в виде табличек-подписей, которые сопровождают детей с нарушениями слуха весь период образовательной деятельности.
В обучении слабослышащих дошкольников, как вспомогательное средство, используется дактилология или дактильная азбука – форма речи, воспроизводящая орфографию слова с помощью пальцев рук.
В жизни дошкольников с нарушениями слуха, как и у их слышащих сверстников, важная роль принадлежит игровой деятельности и игре. Наиболее полно назначение, свойства, отношения между предметами и игрушками ребёнок познаёт в процессе действий с ними, но слабослышащие дети не могут самостоятельно овладевать игровыми приёмами, их надо познакомить с названиями игрушек, научить играть с ними, и это требует специального обучения.
Цель занятия: формирование словаря по теме «Игрушки» с помощью игровых заданий.
Обучающие задачи: расширять представления о знакомых игрушках и способах действия с ними; упражнять в умении сличать игрушку с её изображением на картинке, подбирать нужную табличку-подпись; закреплять и уточнять словарь уже знакомых названий игрушек.
Развивающие задачи: развивать умение воспринимать речь педагога на слухо-зрительной основе и на слух, отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к игровой деятельности, бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: экран для восприятия речи на слух, стол для демонстрационного материала, магнитная доска.
Демонстрационный материал: большое яйцо из папье-маше; игрушки - собака, кукла, мишка, зайка, мяч, кошка, пирамида; картинки с изображением этих игрушек; таблички с подписями; флажок.
Ход занятия (Дети по сигналу барабана собираются около педагога.)
Педагог: Куда пойдём? (Предъявляет табличку-подпись).
Дети (хором): Пойдём в класс.
Педагог: Что будем делать?
Дети (хором): Будем заниматься. (Дети проходят в класс и встают около своих стульчиков. Педагог за экраном произносит имена детей. Услышав свое имя, ребёнок отвечает: «Я», указывает на себя.)
Педагог: Что это? (Демонстрирует флажок.)
Дети: Флаг. (Педагог показывает табличку-подпись и вместе с детьми прочитывает её, сопровождая чтение дактилологией. После чтения дети проговаривают слово хором и по одному.)
Педагог: Что можно делать с флажком? Можно играть. (С детьми проводят игру с флажком. Дети встают в круг и передают флажок друг другу. Педагог с бубном встаёт в середину круга. По сигналу-удару в бубен ребёнок, у которого оказался флажок, делает им взмах вверх и громко произносит: «Ура!». Игра продолжается, пока каждый ребёнок выполнит взмах флажком.)
Педагог: Сядьте (предъявляет табличку-подпись). Что там? (На столе под шалью спрятано большое яйцо с сюрпризом. Педагог побуждает детей к проговариванию и демонстрирует яйцо. Дети рассматривают яйцо и изображения на нём. Педагог показывает, прислушиваясь, что это не просто яйцо, в нём что-то есть.)
Педагог: Что там? (Указывает на яйцо). Давайте посмотрим. (Педагог открывает яйцо и достаёт собачку.) Кто это?
Дети: Собака.
Педагог: Как собака лает? (Дети отвечают звукоподражанием: «Ав-ав».) Собачка пушистая, погладьте её. (Педагог предлагает каждому ребёнку погладить собачку, затем вместе с детьми читает табличку-подпись с использованием дактилологии и оставляет собачку на столе.)
Педагог: Идите ко мне (Дети встают полукругом возле демонстрационного стола). Что там? Кто хочет посмотреть? (Педагог предлагает детям по очереди доставать игрушки из отверстия в яйце с последующим проговариванием их названий по табличкам-подписям. Постепенно на столе появляются все игрушки, а на магнитной доске таблички-подписи с их названиями. В деятельности педагог вместе с детьми показывает характерные действия с игрушками: покачать куклу, потопать как мишка, попрыгать как зайка, передать мяч друг другу, погладить кошку и помяукать, собрать пирамидку.)
Педагог: Сядьте. (Педагог обращает внимание на осанку детей. Затем раскладывает на столе закрытые картинки.) Не знаю, что там? (Указывает на картинки.) Кто хочет посмотреть? Соня, иди, возьми картинку. (Ребёнок подходит к столу, выбирает и открывает картинку.)
Педагог: Что это?
Ребенок: Кукла. (Дети по очереди проговаривают слово.)
Педагог: Посмотри и покажи, где кукла? (Педагог обращает внимание детей на игрушки, стоящие на столе.)
Ребёнок: Вот кукла. (Педагог предлагает ребёнку найти нужную подпись. После хорового и индивидуального проговаривания табличку прикрепляют на магнитную доску. При необходимости с детьми повторяют действия, выполняемые с игрушкой. Такую работу проводят со всеми картинками.)
Педагог: Ребята все картинки открыли, молодцы! Вы сегодня хорошо слушали, говорили, думали. Собачка тоже рада. (Педагог берёт собачку, гладит её лапой каждого ребёнка и вместе с ней заглядывает в яйцо.) Что там? (Педагог достает из яйца коробочку и раздаёт детям сюрпризы - маленькие игрушки.)
Надежда Коробова, учитель-дефектолог
ГБОУ Школа № 183, Д/о №1, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии