"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Тундровые промыслы
Конспект познавательного развлечения с детьми старшей группы
Цель: знакомство детей с тундровыми промыслами.
Задачи:
- давать детям знания о быте и промыслах людей, ведущих кочевой образ жизни;
- развивать физические навыки: ловкость, меткость, быстроту реакции, мелкую моторику рук;
- развивать внимание, воображение, фантазию, эстетические чувства;
- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование: фото с изображением стойбища, фото птиц; музыкальное сопровождение; кусочки цветного сукна, клей-карандаш, заготовки ненецкой куклы «Уко» (по количеству детей), карточки с изображением птиц и животных по количеству детей (по 2 шт.); фигуры гусей 5 шт., «ушки» оленей (по количеству детей), бутафорские ягоды 4 вида по 22 шт., ведёрки 4 шт., мячи маленького размера 20 шт., сумочки-«тучейки» для сбора жетонов 2 шт.
Ход занятия
(В группу заходит воспитатель в национальном ненецком костюме.)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются и подходят к педагогу: рассматривают костюм.) Я приглашаю вас поучаствовать в состязаниях «Тундровые промыслы», в которых мы выявим самых ловких, самых быстрых, самых умелых среди вас. Сейчас я раздам вам карточки с изображением птиц и животных нашего родного края. (Карточки крепятся на груди каждого ребёнка.) Ну что готовы?
Дети: Готовы!
Воспитатель: Тогда идём за мной! (Дети вслед за воспитателем шагают к мультимедиа оборудованию. Педагог ведёт беседу с детьми и выясняет, что дети знают о жизни в тундре, и задаёт наводящие вопросы.)
Воспитатель: Посмотрите, что вы видите на экране? (Тундру, природу, стойбище.) Как называется жилище оленеводов? (Чум.) Ребята, как называют людей, которые живут в тундре? (Оленеводы и чумработницы.) Почему их так называют? (Оленеводы пасут оленей, чумработницы ведут хозяйство в чуме.) Чем ещё занимаются люди в тундре? (Ответы детей.) Молодцы ребята! Много знаете о жизни в тундре.
Воспитатель: Я раздала вам карточки с изображением птиц и животных. Ваше первое задание найти стульчик с таким же изображением. (Дети делятся на две команды при помощи дидактической игры «Найди пару».)
Воспитатель: Молодцы! Быстро справились и у вас получились две команды – «Пастухи» и «Охотники». А теперь мы начинаем настоящие состязания «Тундровые промыслы»! За каждое выполненное задание команда получит по жетону. Вы их будете складывать в «тучейки». Кто знает, что это? (Ответы детей.) Верно, это ненецкие сумочки. В конце всех игр мы посчитаем жетоны, у какой команды их окажется больше, та станет победителем.
Воспитатель: Как мы уже с вами говорили, в тундре люди не только пасут оленей, но и ловят рыбу, охотятся на птиц. И сегодня мы с вами ненадолго превратимся в настоящих охотников и оленеводов. (Дидактическая игра «Узнай птицу по крику».) У настоящего охотника должно быть не только острое зрение, но и отличный слух. Ведь он может узнать по звуку зверя или птицу. Вот и мы сейчас проверим, знаете ли вы, как кричат птицы нашей тундры. (Звучит запись крика птиц: гусей, лебедей, чаек, уток, совы. Когда дети определяют птицу по крику, на экране появляется её изображение.)
Воспитатель: А сейчас мы проверим, кто из вас самый меткий охотник. (Подвижная игра «Самый меткий охотник».) Я приглашаю первыми на гусиную охоту команду «Пастухи». Вам надо взять по одному мячу, хорошенько прицелиться и «выстрелить». За каждое попадание вы получаете по жетону. (Дети строятся в колонну на одной стороне зала, с другой стороны стоят игрушки гусей. Аналогично проводится игра с командой «Охотники».)
Воспитатель: Мы уже убедились, что вы отличные охотники, ловкие и меткие, а теперь пора узнать, получатся ли из вас хорошие пастухи. (Дидактическая игра «Найди своё клеймо».) Итак, следующее задание: надо найти своего оленя по клейму. А что такое клеймо? (Ответы детей.) Это отметка на ухе оленя. У каждого хозяина оно своё. По клейму можно легко узнать, кому принадлежит олень. Команде «Пастухи» я раздам «клеймо», а команде «Охотники» – «ушки», вы будете оленями. Олени разбегаются по «тундре»! «Пастухи» идут искать своих оленей. (Дети ищут пару. Затем команды меняются местами, игра повторяется.)
Воспитатель: Хорошая хозяйка чума летом обязательно собирает ягоды. Какие ягоды растут у нас в тундре? (Ответы детей, педагог показывает картинки с изображением ягод, уточняя цвет и размер.) Молодцы! Сегодня вы тоже будете собирать ягоды. (Воспитатель раздаёт ведёрки.) У вас в ведре находится по одной ягодке, вам надо собрать такие же и как можно быстрее. (Подвижная игра «Сбор ягод». На полу рассыпаны бутафорские ягоды: голубика, черника, психа, брусника. Собирают на скорость по два человека с каждой команды.)
Воспитатель: В тундре вместе с взрослыми живут и дети. Как вы думаете, чем они занимаются, когда на улице сильная пурга и выходить из чума нельзя. (Ответы детей.) Сейчас у вас много игрушек, которые мы можем купить в магазине, а в старину игрушки делали только своими руками. И у ненцев были куклы «Уко». Посмотрите, какие они бывают. (Воспитатель показывает детям «Уко», мама, девушка, бабушка, девочка, папа, юноша, дедушка, мальчик.)
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста к столикам. Здесь разложены уже готовые куклы, но они не украшены. Давайте нарядим их! Украшать их наряды мы будем цветным сукном, полоски которого надо приклеить к заготовкам кукол. (Воспитатель при необходимости помогает индивидуально.)
Воспитатель: А сейчас вы узнаете, какие животные живут в нашей тундре. Отгадайте загадки. (Воспитатель предлагает стихотворные четверостишья-загадки о волке, зайце, лисе, медведе, росомахе, песце, рыси, тюлене.)
Воспитатель: Вот и подошли к концу наши непростые состязания. Давайте сосчитаем жетоны, которые вы заработали. (Подводятся итоги, дети получают подарки, забирают украшенные куклы «Уко».)
Кристина Тайбарей, воспитатель ГБДОУ
НАО «Детский сад», п. Красное, Ненецкий АО
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии