"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2014
«Цвет и его оттенки»
Работа по развитию цветоразличения у детей с нарушением зрения является не только открытием для них красочного и прекрасного окружающего мира, но и глубокой эффективной лечебной работой по поддержанию и восстановлению зрительных функций
Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. При нормальном зрении формируется целостный образ объекта. Это свойство восприятия связано с механизмами памяти и мышления. Наличие цветового зрения играет большую роль в познании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.
У дошкольников со зрительной патологией в сравнении с нормально видящими сверстниками нарушено восприятие цвета, дети хуже знают предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета, не ориентируются на этот признак при узнавании предмета. И нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов и нарушению целостного восприятия.
Работа по развитию цветоразличения у детей с нарушением зрения — это глубокая лечебная работа по поддержанию и восстановлению зрительных функций. Игровое пособие «Цвет и его оттенки» поможет в решении этих задач.
Из чего состоит пособие?
- Цветные картинки для создания игровой ситуации.
- Фигурки 2-х размеров разной цветовой насыщенности с чётким контуром (мелкие — для детей с гиперметропией и крупные — для детей с миопией и слабовидящих).
- Картинки образцов.
- Картинки с контурным изображением предметов.
- Листы из разноцветного картона (для фона).
Варианты усложнения
Второй год обучения: от 2-х до 5-ти оттенков цвета- Клоун (5 оттенков красного цвета).
- Курочка (5 оттенков жёлтого цвета).
- Солнышко (3-5 оттенков синего цвета).
- Белка (5 оттенков коричневого цвета).
- Солнышко (5 оттенков фиолетового цвета).
- Радуга (5 оттенков оранжевого цвета, 7 оттенков красного цвета).
- Клоун (7-10 оттенков красного цвета, 7 оттенков зелёного цвета).
- Слон (7 оттенков синего цвета, 8 оттенков зелёного цвета).
- Мишка (9 оттенков красного цвета).
- Кот (12 оттенков зелёного цвета).
- Слон (12 оттенков фиолетового цвета, 12 оттенков зелёного цвета).
- Клоун (12 оттенков зелёного цвета, 12 оттенков красного цвета).
Игры с усложнением
«Найди такую же»Второй год обучения. Игровая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, речь, память, мышление, локализацию взора, глазомерную оценку, тренировать и активизировать зрение вблизи. Ход игры: перед ребёнком картинка и набор разрезных фигур разной цветовой насыщенности. Тифлопедагог предлагает наложить одну фигуру на другую такого же цветового оттенка.
Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Мишка» — 9 оттенков красного цвета и «Радуга» — 7 оттенков красного цвета.
Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Клоун» —12 оттенков красного цвета и «Слон» — 12 оттенков синего цвета.
«Посмотри и запомни»
Второй год обучения. Игровая задача: упражнять в выборе цвета по образцу. Развивать внимание, память, зрительно-моторную координацию, локализацию, глазомерную оценку и прослеживающую функцию взора.
Ход игры: на столе две картинки:
- первая картинка — образец с изображением персонажа для создания игровой ситуации и фигур различной цветовой насыщенности;
- вторая картинка с изображением игрового персонажа и чётких контурных изображений фигур;
- набор разрезных фигур разной цветовой насыщенности.
Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Солнышко» — 5 оттенков фиолетового цвета и «Клоун» — 7 оттенков зелёного цвета.
Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Кот» — 12 оттенков зелёного цвета и «Слон» — 12 оттенков зелёного цвета.
Цвет способствует повышению остроты зрения — красочно оформленное и правильно используемое игровое пособие помогает восстановлению зрения.
«Разложи правильно»
Второй год обучения. Игровая задача: закреплять умение узнавать оттенки цвета, называть и систематизировать их, развивать ассоциативную память, глазомерную оценку и мелкую моторику.
Ход игры: на столе перед ребёнком находятся:
- картинка с изображением игрового персонажа и контурных изображений фигур;
- набор разрезных фигур с чётким контуром разной цветовой насыщенности. Тифлопедагог предлагает заполнить контурные изображения фигур с цветными изображениями различной цветовой насыщенности, соблюдая предложенный педагогом цветовой порядок (от самого светлого до самого тёмного или наоборот).
Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Кот» — 12 оттенков зелёного цвета и «Клоун» — 12 оттенков красного цвета.
«Сделай так, как я скажу»
Второй год обучения. Игровая задача: систематизировать оттенки по словесной инструкции. Развивать зрительное и слуховое внимание, речь, память, локализацию взора, зрительно-моторную координацию.
Ход игры: на столе перед ребёнком находятся:
- картинка с изображением игрового персонажа;
- набор разрезных фигур с чётким контуром разной цветовой насыщенности.
Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Радуга» — 5 оттенков оранжевого цвета и «Слон» — 8 оттенков зелёного цвета.
Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Клоун» — 12 оттенков зелёного цвета и «Слон» — 12 оттенков синего цвета.
«Разложи цветные фигуры»
Второй год обучения. Игровая задача: развивать зрительные возможности детей в систематизации оттенков с разным цветотональным контрастом, тренировать прослеживающие зрительные функции.
Ход игры: на столе перед ребенком находятся:
- лист из цветного картона (для фона);
- набор разрезных фигур с чётким контуром разной цветовой насыщенности.
Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. Используются игры на среднем цветотональном фоне (красный цвет на коричневом фоне, синий цвет на оранжевом фоне).
Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. Используются игры на слабом цветотональном фоне (коричневый цвет на оранжевом фоне, красный цвет на фиолетовом фоне).
Дошкольникам с патологией зрения необходимо уделять гораздо больше внимания и времени для усвоения навыков цветовосприятия. Цветовой образ, который складывается в воображении ребёнка, необходимо постоянно подкреплять.
Какие задачи позволяет решать данное пособие?
Образовательные: упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать цветовые оттенки; действовать по предложенному плану, чётко выполнять инструкции взрослого; обогащать сенсорный опыт; развивать мышление, память, речь, мелкую моторику; упражнять в ориентировке в микропространстве; формировать интерес к учебной деятельности.Развивающие: развивать способность дифференцировать оттенки цветов; развивать познавательный интерес; самостоятельно планировать свою деятельность; выполнять поставленные умственные задачи; правильно оценивать результаты своей деятельности.
Коррекционные: активировать поисково-ориентировочную и контролирующую функции зрительной деятельности с опорой на представление о цвете; развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, зрительные функции (внимания, фиксации, локализации прослеживающей функции глаз); формировать представление о цвете на основе их взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.
Татьяна Чичигина, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГБОУ «Детский сад №1446», г. Москва
Рекомендуем почитать
- Юному автомобилисту
- Играйте с детьми в музыкальные игры!
- Мир игрушек: от рождения до школы
- На весенней полянке
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии