"Игры и Игрушки" №3-2017
Транспорт маленький, да удаленький
Копии автомобилей – детские игрушки или экспонаты взрослых коллекций? Достаньте старый советский грузовичок, внимательно на него посмотрите, а затем прочитайте, с чего всё начиналось…
Основными производителями миниатюрных автомобилей были Германия и Франция. Центром игрушечного мира – немецкий город Нюрнберг, знаменитый своими оловянными солдатиками. Про эту историю вы можете прочитать в этой статье. Именно в Нюнберге берут начало игрушки-автомобили, а впоследствии масштабные модели-копии. Многие из фирм-производителей уже имели достаточно солидный опыт: они выпускали уменьшенные конные повозки, кареты и другие подобные игрушки.
Пионером производства жестяных игрушек-автомобилей стала немецкая фирма «Бинг», которая начала выпускать их с пружинным заводом, рулевым управлением, тормозами, подрессоренными колёсами. На игрушечном такси производства этой компании был сделан даже работающий таксометр. После Второй Мировой войны Япония осваивает изготовление жестяных игрушек-автомобилей крупных масштабов, в настоящее время очень популярных среди коллекционеров. В начале 70-х их вытеснили модели, отформованные из пластика.
Большинство ранних моделей автомобилей, в отличие от современных, с трудом можно приравнять к так называемым «масштабным моделям автомобилей». Они в самом деле в общих чертах передавали облик конкретных популярных автомобилей своего времени, но в качественном отношении находились на достаточно низком уровне, так как примитивная в то время технология литья железных моделей не позволяла добиться высоких результатов.
После начала массового производства модели стали очень популярным товаром, причём не только внутри страны, но и за её пределами. В середине 70-х годов был налажен экспорт во многие страны мира! В период расцвета модельного производства, в середине 80-х, продукция «Тантала» экспортировалась примерно в 40 стран мира, включая такие экзотические для СССР, как Панама или Япония. Средняя цена масштабных моделей автомобилей была равна 3 рублям, бывало доходила до 6 или даже до 9 рублей. Самой же дорогой моделью, произведённой «Танталом», была «Чайка ГАЗ-1», которая стоила 19 рублей.
Что у них?
Уменьшенные модели автомобилей появились практически одновременно с самими авто в конце XIX века, когда в Германии Карл Бенц и Готтлиб Даймлер создали первую на земле бензиновую машину. Миниатюрные модели авто представляли собой скорее произведения искусства, чем массовую продукцию. Заказывали их владельцы престижных машин или автопроизводители (коммивояжёры), чтобы прорекламировать свой товар и дать клиенту возможность «пощупать» будущее приобретение. Такие модели, как правило, ярко раскрашивались и имели произвольную длину в среднем от 19,5 до 49 см.Основными производителями миниатюрных автомобилей были Германия и Франция. Центром игрушечного мира – немецкий город Нюрнберг, знаменитый своими оловянными солдатиками. Про эту историю вы можете прочитать в этой статье. Именно в Нюнберге берут начало игрушки-автомобили, а впоследствии масштабные модели-копии. Многие из фирм-производителей уже имели достаточно солидный опыт: они выпускали уменьшенные конные повозки, кареты и другие подобные игрушки.
Пионером производства жестяных игрушек-автомобилей стала немецкая фирма «Бинг», которая начала выпускать их с пружинным заводом, рулевым управлением, тормозами, подрессоренными колёсами. На игрушечном такси производства этой компании был сделан даже работающий таксометр. После Второй Мировой войны Япония осваивает изготовление жестяных игрушек-автомобилей крупных масштабов, в настоящее время очень популярных среди коллекционеров. В начале 70-х их вытеснили модели, отформованные из пластика.
Большинство ранних моделей автомобилей, в отличие от современных, с трудом можно приравнять к так называемым «масштабным моделям автомобилей». Они в самом деле в общих чертах передавали облик конкретных популярных автомобилей своего времени, но в качественном отношении находились на достаточно низком уровне, так как примитивная в то время технология литья железных моделей не позволяла добиться высоких результатов.
Что у нас?
Родоначальником масштабных моделей автомобилей в СССР было Производственное объединение «Тантал», расположенное в Саратове. До производства моделей «Тантал» выпускал детские игрушки, в том числе миниатюрные металлические танки и подобную тяжёлую технику. Причём, в статье «Русский размер. Автопром в масштабе 1:43», по свидетельству журналиста Ольги Протасовой, мы имеем следующие сведения: «…направление масштабных моделей появилось на заводе «Тантал» с лёгкой руки Георгия Архиповича Умнова. Сначала предложили делать детские игрушки, с которыми в стране был не меньший дефицит, чем с любым ширпотребом. Первым появился мотоцикл «Урал», но как игрушка он не пошёл – слишком тонкой оказалась работа, мотоцикл буквально рассыпался в детских руках. Начали штамповать танки. Они были грубоватыми и примитивными, зато не боялись не только грязи, но и проверки на прочность, которую им устраивали маленькие танкисты». Точной хронологии этого производства найти не удалось, но, судя по всему, игрушечные «прамодели» изготавливались в конце 60-х годов. Впоследствии абсолютно такие же игрушки производились саратовским же предприятием «Серп и Молот». В 1971-м году появляется первая модель автомобиля – «Москвич-412». Конструкторы «Тантала» ориентировались на модель иностранную Dinky, которая была в их распоряжении, но они не копировали её, делая собственный вариант по чертежам, специально привезённым с АЗЛК.После начала массового производства модели стали очень популярным товаром, причём не только внутри страны, но и за её пределами. В середине 70-х годов был налажен экспорт во многие страны мира! В период расцвета модельного производства, в середине 80-х, продукция «Тантала» экспортировалась примерно в 40 стран мира, включая такие экзотические для СССР, как Панама или Япония. Средняя цена масштабных моделей автомобилей была равна 3 рублям, бывало доходила до 6 или даже до 9 рублей. Самой же дорогой моделью, произведённой «Танталом», была «Чайка ГАЗ-1», которая стоила 19 рублей.
Левша
Создание моделей не всегда прерогатива больших производств. Известны энтузиасты, вручную воссоздающие любимые авто. Имя Джералда Вингроу известно любому коллекционеру. За двадцать с небольшим лет своего творчества он создал несколько десятков уникальнейших моделей автомобилей-«классиков» в масштабе 1:15 с невероятнейшей проработкой деталей и узлов. Известны образцы, у которых, например, полностью воспроизведён двигатель с работающей шатунно-поршневой группой. В своей работе умелец-специалист использует дерево и серебро, резину и медь, кожу и сталь. Не уступает ему в мастерстве и житель небольшого чешского городка Высоке Мыто г-н Клейх. В свои семьдесят с лишним лет он виртуозно копирует автомобили, выпускавшиеся некогда кузовной компанией Sodomka.Стас Терентьев, журналист
Рекомендуем почитать
- Фотоконкурс Творческой Интернет-Мастерской развивающих игр "Через игру - к успеху!"
- Серия «Тематический уголок для ДОУ»
- Хотите стать нашим автором?
- Музей муми-троллей в Тампере
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку