«Игры и Игрушки. Спецвыпуск» №2-2023
Тенденции развития российской анимации
Объём рынка отечественной анимации в 2022 году составил 18,1 млрд руб. За прошлый год было произведено более 9 тысяч минут нового оригинального контента, запущено 19 сериалов и вышло 13 полнометражных фильмов. По темпам роста рынок отечественной анимации опережает глобальный: за 2020-2022 годы российский рос в среднем на 15% в год, мировой – на 13%. Такие данные в исследовании российского рынка детской анимации приводятся в исследовании «Газпром-Медиа Холдинга» (1*) (май, 2023 г.). По их оценкам, к 2030 году рынок вырастет до 38,8 млрд руб.
Российская мультипликация активно сегментируется: появляются проекты, ориентированные на определённый пол, отдельные интересы; зарождается ниша подростковой анимации. Так, анимационная компания «ЯРКО» в составе «Газпром-Медиа Холдинга» выпускает проекты «Спорт Тоша» и «Команда МАТЧ» для юных спортсменов, разрабатывает проекты «Живой гараж» для мальчиков и «Технолайк!» для девочек-подростков.
«Мы ориентируемся на производство контента для разных целевых аудиторий, чтобы охватить максимальное количество зрителей. Большой портфель проектов также позволяет нам наращивать экспертизу и открывать для российской аудитории новых героев», – говорит Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО».
По сюжету мультсериала «Шушумагия», однажды пять девочек, отдыхающих в эколагере у моря, находят в лесу портал в Волшебный лес. Там они встречаются с Хранителем леса – Мамой Шамой и неожиданно для себя становятся воспитательницами необыкновенных существ шушу и получают магические силы. И теперь у девочек ни минуты покоя – ведь теперь они защищают гармонию в Волшебном лесу, а ещё отвечают за то, чтобы озорные шушу выросли и стали настоящими Хранителями! Премьера проекта запланирована на конец 2023 года.
Сохраняется спрос на персонажей с суперспособностями. Так, в мультфильме «Дракошия» герои сталкиваются с повседневными детскими неприятностями, с которыми они справляются волшебными способами: дракоша Тоша может поднимать вещи и других дракош, Мисоля создаёт музыку и придумывает танцы, а Рути управляет ростом цветов и деревьев. Наблюдает за непоседливыми дракошами добрый дедушка Рубус – говорящее дерево, которое помогает маленьким героям превращать трудности в удивительные приключения. «Дракошия» – приквел сериала «Дракоша Тоша», автором оригинальной идеи которого является писатель, продюсер Олег Рой.
Детям демонстрируются базовые понятия концепции устойчивого развития. Герои мультсериалов отражают ценности современного поколения – самореализацию, свободу, независимость. На смену классическим принцессам приходят дерзкие, нестандартные персонажи с ярко выраженным характером, отличительной внешностью. Например, в анимационном проекте «Команда МАТЧ» один из персонажей – бегемот Берта, энтузиазм которой позволяет ей добиваться успехов, несмотря на несоответствие стандартам красоты и неудачи.
«Команда МАТЧ» рассказывает про команду зверей, которым интересны не типичные для них виды спорта. Тренер, известный боксер Лев Борисович, находит новаторские способы вдохновить юных спортсменов на достижение высоких результатов. Герои не только осваивают самые разные виды спорта, но и учатся работать в команде, добиваться результата, справляться со своими эмоциями, преодолевая неуверенность и страхи.
Сюжеты российских мультфильмов усложняются: мир реальный и сказочный переплетаются, на смену разделения героев на плохих и хороших приходят идеи неоднозначности зла. Так, симбиоз фантазии и действительности лежит в основе сюжета музыкально-познавательного мультфильма «Тикабо».
Малыши Тикабо исследуют дома людей, проявляя ко всему вокруг неподдельный, живой интерес. Часто это приводит к смешным ситуациям, играм и новым знаниям. В этом им помогает заботливый наставник Ня - настоящий коллекционер впечатлений и кладезь знаний о мире людей. У Ня огромный опыт в общении с малышами. Он развивает их правильно и безопасно, а технологичный формат позволяет ему учитывать все современные тенденции.
«Прекрасные советские анимационные сказки большинство нынешних детей вряд ли сможет посмотреть дольше пяти минут. Такое повествование для них слишком медленное, краски блекловатые. Современный зритель привык к быстрой смене событий на экране, динамичной режиссуре, яркой картинке. Изменился и подход к содержанию анимационных проектов – на нас очень пристально смотрят, мы должны «дуть на воду». Например, кошечка на дерево полезть может, а персонаж-ребёнок – нет, и на велосипеде он будет в шлеме. Если ребёнок что-то готовит на кухне, то рядом должны быть взрослые. Мы живём в эпоху гиперопеки детей, поэтому пытаемся маневрировать, чтобы и соответствовать трендам, и создать увлекательный контент», – отмечает Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО».
По результатам опроса компании «ГПМ Дата» (2*), 43% родителей отметили, что за последний год их дети стали чаще смотреть мультфильмы. К будущим драйверам можно отнести распространение VoD-сервисов, рост объёмов экспорта и развитие кадров, которому способствует расширение использования анимации за пределами медиаиндустрии.
__________________
1* Исследование «Газпром-Медиа Холдинга»: рынок отечественной анимации вырастет до 38.8 млрд рублей к 2030 году https://www.gazprom-media.com/ru/media/ issledovanie-gazprom-media-holdinga-rynokotechestvennoy-animacii-vyrastet-do-38-8- mlrd-rubley-k-2030-godu
2* Нестандартные персонажи и сложные сюжеты: «Газпром-Медиа Холдинг» исследовал тренды современной анимации https://www.gazprom-media.com/ru/ media/nestandartnye-personazhi-i-slozhnyesyuzhety-gazprom-media-holding-issledovaltrendy-sovremennoy-animacii
Российская мультипликация активно сегментируется: появляются проекты, ориентированные на определённый пол, отдельные интересы; зарождается ниша подростковой анимации. Так, анимационная компания «ЯРКО» в составе «Газпром-Медиа Холдинга» выпускает проекты «Спорт Тоша» и «Команда МАТЧ» для юных спортсменов, разрабатывает проекты «Живой гараж» для мальчиков и «Технолайк!» для девочек-подростков.
«Мы ориентируемся на производство контента для разных целевых аудиторий, чтобы охватить максимальное количество зрителей. Большой портфель проектов также позволяет нам наращивать экспертизу и открывать для российской аудитории новых героев», – говорит Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО».
Главные тренды современной анимации
Среди трендов в исследовании отмечается популярность образовательного контента. Анимационные проекты нацелены теперь не только на раскрытие тем школьной программы, но и на формирование эмоционального интеллекта у детей через развитие гибкости и социальных навыков. Например, героини мультфильма «Шушумагия» анимационной компании «ЯРКО» развивают эмпатию и учатся различным ролевым моделям.По сюжету мультсериала «Шушумагия», однажды пять девочек, отдыхающих в эколагере у моря, находят в лесу портал в Волшебный лес. Там они встречаются с Хранителем леса – Мамой Шамой и неожиданно для себя становятся воспитательницами необыкновенных существ шушу и получают магические силы. И теперь у девочек ни минуты покоя – ведь теперь они защищают гармонию в Волшебном лесу, а ещё отвечают за то, чтобы озорные шушу выросли и стали настоящими Хранителями! Премьера проекта запланирована на конец 2023 года.
Сохраняется спрос на персонажей с суперспособностями. Так, в мультфильме «Дракошия» герои сталкиваются с повседневными детскими неприятностями, с которыми они справляются волшебными способами: дракоша Тоша может поднимать вещи и других дракош, Мисоля создаёт музыку и придумывает танцы, а Рути управляет ростом цветов и деревьев. Наблюдает за непоседливыми дракошами добрый дедушка Рубус – говорящее дерево, которое помогает маленьким героям превращать трудности в удивительные приключения. «Дракошия» – приквел сериала «Дракоша Тоша», автором оригинальной идеи которого является писатель, продюсер Олег Рой.
Детям демонстрируются базовые понятия концепции устойчивого развития. Герои мультсериалов отражают ценности современного поколения – самореализацию, свободу, независимость. На смену классическим принцессам приходят дерзкие, нестандартные персонажи с ярко выраженным характером, отличительной внешностью. Например, в анимационном проекте «Команда МАТЧ» один из персонажей – бегемот Берта, энтузиазм которой позволяет ей добиваться успехов, несмотря на несоответствие стандартам красоты и неудачи.
«Команда МАТЧ» рассказывает про команду зверей, которым интересны не типичные для них виды спорта. Тренер, известный боксер Лев Борисович, находит новаторские способы вдохновить юных спортсменов на достижение высоких результатов. Герои не только осваивают самые разные виды спорта, но и учатся работать в команде, добиваться результата, справляться со своими эмоциями, преодолевая неуверенность и страхи.
Сюжеты российских мультфильмов усложняются: мир реальный и сказочный переплетаются, на смену разделения героев на плохих и хороших приходят идеи неоднозначности зла. Так, симбиоз фантазии и действительности лежит в основе сюжета музыкально-познавательного мультфильма «Тикабо».
Малыши Тикабо исследуют дома людей, проявляя ко всему вокруг неподдельный, живой интерес. Часто это приводит к смешным ситуациям, играм и новым знаниям. В этом им помогает заботливый наставник Ня - настоящий коллекционер впечатлений и кладезь знаний о мире людей. У Ня огромный опыт в общении с малышами. Он развивает их правильно и безопасно, а технологичный формат позволяет ему учитывать все современные тенденции.
«Прекрасные советские анимационные сказки большинство нынешних детей вряд ли сможет посмотреть дольше пяти минут. Такое повествование для них слишком медленное, краски блекловатые. Современный зритель привык к быстрой смене событий на экране, динамичной режиссуре, яркой картинке. Изменился и подход к содержанию анимационных проектов – на нас очень пристально смотрят, мы должны «дуть на воду». Например, кошечка на дерево полезть может, а персонаж-ребёнок – нет, и на велосипеде он будет в шлеме. Если ребёнок что-то готовит на кухне, то рядом должны быть взрослые. Мы живём в эпоху гиперопеки детей, поэтому пытаемся маневрировать, чтобы и соответствовать трендам, и создать увлекательный контент», – отмечает Альбина Мухаметзянова, генеральный директор, генеральный продюсер анимационной компании «ЯРКО».
По результатам опроса компании «ГПМ Дата» (2*), 43% родителей отметили, что за последний год их дети стали чаще смотреть мультфильмы. К будущим драйверам можно отнести распространение VoD-сервисов, рост объёмов экспорта и развитие кадров, которому способствует расширение использования анимации за пределами медиаиндустрии.
__________________
1* Исследование «Газпром-Медиа Холдинга»: рынок отечественной анимации вырастет до 38.8 млрд рублей к 2030 году https://www.gazprom-media.com/ru/media/ issledovanie-gazprom-media-holdinga-rynokotechestvennoy-animacii-vyrastet-do-38-8- mlrd-rubley-k-2030-godu
2* Нестандартные персонажи и сложные сюжеты: «Газпром-Медиа Холдинг» исследовал тренды современной анимации https://www.gazprom-media.com/ru/ media/nestandartnye-personazhi-i-slozhnyesyuzhety-gazprom-media-holding-issledovaltrendy-sovremennoy-animacii
Рекомендуем почитать
- Спортлэнд 2012
- Резные предметы из дерева. С игрушками не расстаёмся!
- Игра-викторина "Умная сова"
- Hover Ball – мяч для аэрофутбола
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку