"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2014
Там, на неведомых дорожках...
Задачи:
- Продолжение знакомства детей с культурой русского народа через русский фольклор.
- Закрепление и обобщение прочитанных ранее сказок через игровую форму.
- Духовно-нравственное воспитание детей через приобщение к фольклору.
- Поддержание традиции домашнего чтения.
Ход занятия
(Звучит музыка «Приходи, сказка!», дети входят в музыкальный зал.)Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке в Сказочную страну. Скажите, а вы любите русские сказки?
Дети. Да!
Воспитатель. И я тоже люблю сказки. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки — древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности. А почему сказки называют народными?
Дети. Их придумал народ.
Воспитатель. Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я буду сказочницей и помогу вам вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями. Итак, усаживайтесь поудобнее и слушайте внимательно.
Воспитатель. Когда-то на Руси сказки были верными спутниками не только детей, но и взрослых. Их рассказывали всюду: в солдатской казарме, в рыбацкой артели, в очереди на мельницу и, конечно, дома. Даже цари не могли заснуть, не послушав сказку на сон грядущий!
Придумывать сказки люди научились намного раньше, чем изобрели алфавит. Именно поэтому сказки сказывали, рассказывали. За много веков сказок придумано множество: о животных лесных и домашних, о дураках и умниках, о бедняках и богачах, о приключениях народа: солдат, царей и даже воров. Но самое главное, что было придумано много сказок о чудесах! Такие сказки называются волшебными. Какие волшебные сказки вы знаете?
Дети. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Сивка-Бурка», «Кощей Бессмертный», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка». (Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель снимает трубку, а там звучит голос Бабы Яги.)
Воспитатель. Ну и дела, ребята! Баба Яга сказала, что больше никаких сказок не будет. Она взяла в свой плен всех героев сказочной страны и не хочет, чтобы мы встретились с ними. Придётся выручать сказочных героев. Кто из вас смелый, кто отправляется в Страну сказок?
Дети. Все!
Воспитатель. Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий, в тридевятое царство, в тридесятое государство. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны будем их преодолеть. (Дети встают со стульчиков, тихо и осторожно идут по залу за воспитателем, как будто бы по дремучему лесу. Звучит мелодия «Пение птиц». Дети останавливаются.)
Первый ребёнок. Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Что вовсю шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Всё открой, не утаи. Ты же видишь: мы — свои! (Дети и воспитатель замечают шкатулочку — Ягусю. В ней лежат разноцветные клубочки.)
Воспитатель. Ну вот, ребята, и начинаются наши приключения и испытания. (Даёт одному ребёнку клубочек с красными нитками и просит бросить его.) Куда клубочек покатится, туда с вами и пойдём дальше. (Клубочек катится, дети идут и находят красный конверт. Один из детей открывает конверт и смотрит, что же там внутри.)
Воспитатель. А вот и загадки от Бабы Яги. Если сумеем их отгадать, пойдём дальше, а если нет, вернёмся домой ни с чем, не освободим сказочных героев от колдовства Бабы Яги.
Гуси-лебеди летят, унести детей хотят.
Кто помог сестрице с братцем от Яги домой добраться? (Печка-матушка, яблоня, молочная река, кисельные берега.)
Эта скатерть знаменита, тем, что кормит нас досыта,
Что сама собой она вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка.)
Уплетая калачи, ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля.)
Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём, и светло в ночи, как днём. (Жар-птица.)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная.)
Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет? Дай, дружок, скорей ответ. (Игла.)
Воспитатель. Ура! Мы справились с заданием! Идём дальше. (Другой ребёнок вынимает из шкатулочки клубочек с синими нитками и бросает его. Дети идут за клубочком и находят синий конверт, в котором находится репродукция картины «Три богатыря».)
Воспитатель. А вот и опять загадки от Бабы Яги. Ребята, слушайте!
— Кто изображён на картине? (Русские богатыри.)
— Назовите их имена. (Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.)
— Назовите художника, написавшего эту картину. (Виктор Васнецов.)
— Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка-Косматушка.)
— Назовите оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч.)
— Как называется река, у которой сражались русские богатыри? (Смородина.)
Воспитатель. Молодцы! А теперь я начинаю, а вы продолжайте: соловей- … (разбойник), добрый … (молодец), красна … (девица), утро вечера ... (мудренее), курочка … (Ряба), лисичка- … (сестричка), гуси- … (лебеди), кикимора … (болотная), лихо … (одноглазое), стали жить-поживать да ... (добра наживать), вот и сказке конец, ... (а кто слушал — молодец), тише воды, ниже ... (травы), растёт не по дням, а ... (по часам), по щучьему веленью, по ... (моему хотенью), избушка, избушка, встань к лесу ... (задом, а ко мне — передом), скоро сказка сказывается, да не скоро ... (дело делается), как выскочу, как выпрыгну, пойдут ... (клочки по закоулочкам).
Воспитатель. Ура! И второе задание мы одолели. А теперь давайте немного отдохнём и поиграем.
Игра «Водяной»
Ход игры. Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, на одну минуточку!». Круг останавливается, водяной, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Задача водяного — определить, кто перед ним. Если водяной угадал, ребята меняются ролями.Воспитатель. Остался последний — жёлтый — клубочек. (Третий ребёнок бросает клубочек с жёлтыми нитками, тот катится к жёлтому конверту с музыкальным заданием. Нужно определить, какой инструмент зазвучит, и как звали героя русской сказки, отлично игравшего на этом инструменте. Воспитатель включает фонограмму «Гусли».)
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочной стране. Мы справились со всеми заданиями и испытаниями, которые приготовила Баба Яга. Теперь сказочные герои свободны, можно встречаться с ними хоть каждый день. Для этого достаточно открыть книгу и увлечься чтением. (В конце занятия воспитатель подводит итоги, спрашивая у детей, что им больше всего понравилось в путешествии, зачем нужны сказки, чему они учат.)
Елена Васильева, воспитатель
ФГБ ДОУ «ЦРР — детский сад № 1387»
Управления делами Президента РФ, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии