"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Сочиняем загадки
Сочинение загадок – это непростая задача для детей. Для этого им нужно научиться кратко описывать предметы, явления; находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства, отбрасывая второстепенное и малозначащее. Работа по придумыванию загадок с детьми даёт прекрасный материал по расширению и активизации лексики детей словами, обозначающими качества, признаки, состояния предметов и их действия. Более ценными эти игры делает совмещение целей, способствующих развитию логического мышления и образной связной речи детей. А по завершению игры каждый ребёнок представляет своё, пусть небольшое произведение устного творчества.
Один из способов составления загадок – путём противоречий, при котором ребята учатся находить их внутри одного предмета или объекта. Данный способ помогает практическому усвоению слов-антонимов.
Фрагмент занятия № 1
Тема: составление загадки «Яблоко».Задачи: упражнять в подборе признаков к предмету, активизировать словарь детей прилагательными и антонимами; учить детей составлять загадки методом противоречий.
Ход деятельности
(Рассматривается картинка с изображением яблока.)
Педагог: Ребята, расскажите всё про яблоко. Какое оно? (Красное, жёлтое, круглое, крупное, спелое, сочное, наливное, сладкое, кислое, твёрдое, мягкое, душистое, ароматное.)
Педагог: Действительно, яблоко и твёрдое, и мягкое, иначе мы его не смогли бы раскусить. А красное яблоко назовите по-другому. (Румяное.)
Педагог: Один бок у яблока красный, а другой – жёлтый. Назовите слово, противоположное по значению слову «румяный». (Бледный.)
Педагог: Значит, один бок у яблока румяный, а другой – бледный. А теперь, ребята, выберите из всех слов о яблоке только те, которые характеризуют его противоречивые качества. С помощью этих слов-признаков мы придумаем загадку. (Кислое – сладкое, твёрдое – мягкое, бледное – румяное.)
Педагог: Яблоко будет как бы само о себе рассказывать и попросит узнать, что это такое.
Педагог: Я и кислое, я и сладкое,
Я и твёрдое, я и мягкое,
Я и бледное, я и румяное.
Ну-ка, узнай меня! (Загадка заучивается наизусть.)
Педагог: Каким способом сочинили загадку? (В загадке перечислили противоречия яблока.)
Фрагмент занятия № 2
Тема: составление загадки «Бельевая резинка».Задачи: закрепить знания о качествах и свойствах предметов; упражнять в подборе признаков, антонимов, синонимов; учить составлять загадки методом противоречий.
Ход деятельности
(Рассматривается бельевая резинка.)
Педагог: Ребята, что у меня в руке? (Резинка.) Она какая? (Белая, узкая, плоская, короткая.) Правильно вы сказали, что она короткая. Но её можно растянуть, и она становится длинная.
Педагог: Какое в резинке противоречие? (Короткая и длинная одновременно.) Где используется резинка? (В одежде, в белье.)
Педагог: Давайте, ребята, придумаем загадку. Сам предмет не будем называть, а сразу назовём противоречие. (Короткая и длинная одновременно.) Теперь скажем о том, где мы можем её найти. (В одежде найдём мы её.)
Педагог: Вот здесь нужна рифма к слову «одновременно». Мы могли бы сказать «обязательно», но не складно. Можно заменить слово «обязательно» на слово «непременно». Они звучат по-разному, но одинаковые по смыслу. Теперь расскажем всю загадку.
Педагог: Короткая и длинная одновременно,
В одежде найдём мы её непременно.
Педагог: Каким способом составили загадку? (В загадке не называли сам предмет, а только указали его противоречие.) Что ещё бывает длинным и коротким одновременно? (Ответы детей.)
Фрагмент занятия № 3
Тема: составление загадки «Карандаш».Задачи: учить сравнивать предметы, выделяя существенные признаки; учить находить противоречия в предмете; подбирать слова, сходные по звучанию и ритму.
Ход деятельности
(Рассматривается картинка с изображением курицы.)
Педагог: Ребята, какого цвета окрас перьев курицы? (Рябой, пёстрый.)
Педагог: Бывает карандаш, который вот так пёстро раскрашивает? (Нет.) А какой бывает карандаш? (Чёрный, красный, жёлтый, голубой и другие.)
Педагог: Какие концы у карандаша? (Один – тупой, другой – острый.)
Педагог: Подберите рифмы к словам «тупой» и «острый». (Тупой – голубой, острый – пёстрый. Педагог держит в руке карандаш, показывает, а дети говорят.)
Дети: С одного конца тупой,
А с другого – острый,
Красный, жёлтый, голубой,
Но не бывает пёстрый.
Педагог: Каким способом составили загадку? (Нашли противоречия у карандаша и перечислили его некоторые признаки.)
Фрагмент занятия № 4
Тема: составление загадки «Пуховый платок».Задачи: закрепить знания о качествах и свойствах предметов, выделить наиболее существенные признаки; учить находить противоречия в предмете; упражнять в подборе слов, сходных по звучанию и ритму.
Ход деятельности
Педагог: Ребята, нам надо придумать загадку об этом пуховом платке. (Используется картинка или настоящий предмет.) Какой платок по форме? (Платок квадратный.)
Педагог: Как платок носят на голове? (Его складывают пополам, уголок к уголку.) Какой он становится по форме? (Треугольный.) А нет ли здесь противоречия? (Он и треугольный, и квадратный одновременно.)
Педагог: Это будет начало загадки. Как связан платок – плотно или есть дырочки? (Есть дырочки.) Какое здесь противоречие? (Он и целый, и дырявый одновременно.)
Педагог: Вот продолжение загадки. Из чего связан платок, какой он на ощупь, когда его носят? (Платок связан из пуха, он пушистый, тёплый, его носят зимой.)
Педагог: Давайте, ребята, эти слова-признаки добавим к загадке:
Треугольный и квадратный,
Дырявый и целый,
Пушистый и тёплый.
Педагог: Вам не кажется, ребята, что наша загадка незаконченная? Надо добавить к ней ещё несколько слов. Скажите, какого цвета бывают пуховые платки? (Пуховые платки чаще бывают белого или серого цветов.)
Педагог: Подберите рифму к слову «целый». (Целый – белый.) Давайте закончим загадку:
Треугольный и квадратный,
Дырявый и целый,
Пушистый и тёплый,
То серый, то белый.
Педагог: Расскажите, как составляли загадку. (Нашли противоречия у платка, перечислили несколько его признаков, не называя самого предмета.)
Татьяна Пестрикова,
учитель-логопед,
МБДОУ «ДСКВ № 118»,
г. Братск, Иркутская обл.
Рекомендуем почитать
- Воздушный змей
- Я изучаю эмоции
- Считалки
- Истоки знаний — современная и развивающая педагогическая программа в детском саду
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии