"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Сказки с движениями
Нетрадиционное средство облегчения периода адаптации к детскому саду для детей раннего возраста
Очень часто воспитателям приходится в своей практике сталкиваться с ситуацией, когда в процессе занятия остаётся только пять минуток времени на проведение пальчиковой игры, самомассажа и каких-то других небольших, но важных упражнений. Работая с малышами-адаптационниками (1,5-3 года), я решила использовать это время с максимальной пользой.
Использование таких «сказок с движениями», как показала практика работы с детьми раннего возраста в моём дошкольном учреждении, даёт быстрый положительный результат. Дети, играющие в группе в «сказки с движениями», не только стремятся к речевой деятельности, успешнее справляются с заданиями на мелкую моторику, раньше начинают говорить и чище произносят звуки и слова, но и:
Поставив перед собой цель – оптимизировать адаптационный период у детей раннего возраста, я отобрала максимально простые сказки, включающие в себя минимальное количество героев, повторяющиеся фразы персонажей в сказке, которые позволят легко запомнить последовательность движений и запомнить алгоритм их выполнения.
К таким произведениям можно отнести сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я использую эти сказки как в группах детей с 1,5 до 2-х лет, так и в группах с 2-х до 3-х лет, сопровождая их упрощением/усложнением движений и количеством произносимых фраз каждым героем.
В рамках этой статьи я предлагаю познакомиться с самой простой и легко имитируемой сказкой «Курочка Ряба», так как эта сказка:
Жили-были дед с усами (показываем усы у деда) и с бородой (показываем бороду у деда).
И баба в платочке (имитируем завязанный платочек).
И была у них курочка Ряба (показываем курочку, имитируя движения крыльев).
Снесла как-то раз курочка яичко (показываем яичко), да не простое, а золотое (продолжаем показывать яичко из ладошек и как будто им любуемся).
Решили дед и баба яичко пожарить. Дед яичко бил-бил (стучим яичком по одной ладошке), да не разбил (разводим руки в стороны).
Баба яичко била-била (стучим яичком по другой ладошке), да не разбила (разводим руки в стороны).
Положили они яичко на подоконник (ладони разворачиваем вверх).
Тут мышка побежала, да хвостиком махнула (рукой изображаем движение хвоста мышки).
Яичко покатилось (катим яичко по ножкам вниз), упало и разбилось (хлопаем ладошкой по полу, имитируя падение яичка).
Дед плачет (закрываем лицо руками), баба плачет (показываем слезки на лице бабы).
А курочка кудахчет (опять имитируем движения крыльев курочки Рябы): «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам новое яичко (показываем ладошками яичко), да не золотое, а простое». Заканчиваем сказку аплодисментами.
Очень часто воспитателям приходится в своей практике сталкиваться с ситуацией, когда в процессе занятия остаётся только пять минуток времени на проведение пальчиковой игры, самомассажа и каких-то других небольших, но важных упражнений. Работая с малышами-адаптационниками (1,5-3 года), я решила использовать это время с максимальной пользой.
- Занимаюсь пальчиковой гимнастикой с целью развития моторики и активизации речевого центра, так как сотрудниками Института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
- Создаю атмосферу эмоционального комфорта через воспроизведение знакомых произведений (в данном случае сказок), сопровождающихся интересными действиями и движениями кистей и пальцев рук в группе детей раннего возраста (это способствует облегчению периода адаптации у малышей в детском саду).
Использование таких «сказок с движениями», как показала практика работы с детьми раннего возраста в моём дошкольном учреждении, даёт быстрый положительный результат. Дети, играющие в группе в «сказки с движениями», не только стремятся к речевой деятельности, успешнее справляются с заданиями на мелкую моторику, раньше начинают говорить и чище произносят звуки и слова, но и:
- охотнее идут в группу утром,
- быстрее успокаиваются после расставания с родителями,
- легче включаются в совместную деятельность с педагогом,
- меньше испытывают негативных эмоций и переживаний в течение дня.
Поставив перед собой цель – оптимизировать адаптационный период у детей раннего возраста, я отобрала максимально простые сказки, включающие в себя минимальное количество героев, повторяющиеся фразы персонажей в сказке, которые позволят легко запомнить последовательность движений и запомнить алгоритм их выполнения.
К таким произведениям можно отнести сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я использую эти сказки как в группах детей с 1,5 до 2-х лет, так и в группах с 2-х до 3-х лет, сопровождая их упрощением/усложнением движений и количеством произносимых фраз каждым героем.
В рамках этой статьи я предлагаю познакомиться с самой простой и легко имитируемой сказкой «Курочка Ряба», так как эта сказка:
- короткая, не занимает большого количества времени при рассказывании и показывании, что позволяет неоднократно её повторять (до 2-3 раз за один период работы со сказкой),
- простая для восприятия детьми и понимания её смысла,
- легко имитируется из-за простоты сюжета и небольшого количества персонажей,
- позволяет сопровождать её рассказывание активными повторяющимися движениями согласно действиям героев, например, «дед бил, бил, не разбил; баба била, била, не разбила».
Итак, рассказывание-показывание-проигрывание сказки «Курочка Ряба».
Жили-были дед с усами (показываем усы у деда) и с бородой (показываем бороду у деда).
И баба в платочке (имитируем завязанный платочек).
И была у них курочка Ряба (показываем курочку, имитируя движения крыльев).
Снесла как-то раз курочка яичко (показываем яичко), да не простое, а золотое (продолжаем показывать яичко из ладошек и как будто им любуемся).
Решили дед и баба яичко пожарить. Дед яичко бил-бил (стучим яичком по одной ладошке), да не разбил (разводим руки в стороны).
Баба яичко била-била (стучим яичком по другой ладошке), да не разбила (разводим руки в стороны).
Положили они яичко на подоконник (ладони разворачиваем вверх).
Тут мышка побежала, да хвостиком махнула (рукой изображаем движение хвоста мышки).
Яичко покатилось (катим яичко по ножкам вниз), упало и разбилось (хлопаем ладошкой по полу, имитируя падение яичка).
Дед плачет (закрываем лицо руками), баба плачет (показываем слезки на лице бабы).
А курочка кудахчет (опять имитируем движения крыльев курочки Рябы): «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я снесу вам новое яичко (показываем ладошками яичко), да не золотое, а простое». Заканчиваем сказку аплодисментами.
Ирина Заговорич, педагог-психолог МБДОУ Д/с № 76, г.Сыктывкар
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку