"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2019
Сказки на доске
Цель: формирование коммуникативных и социальных компетентностей у старших дошкольников.
Образовательные задачи: развитие связной речи детей: совершенствование умений составлять грамматически правильное и логически связанное, законченное высказывание (рассказ, сказка и другие), строить простые и сложные предложения, используя различные средства связи частей высказывания.
Обогащение словаря детей: закрепление умения подбирать наиболее точные, подходящие по смыслу слова.
Обучение грамоте: закрепление букв алфавита, состава слова из букв, определение количества звуков, букв, звуковой анализ слова.
Развивающие задачи: развитие познавательной сферы старших дошкольников: навыков анализа, синтеза, классификации, группировки; развитие пространственных представлений и формирование умения ориентироваться на плоскости.
Воспитательные задачи: воспитание активности, инициативности, интереса к творческой художественно-речевой деятельности.
Описание игрового пособия: Принцип изготовления игры заключается в следующем, на тонкий лист металла размером 50х50 наклеивают тонкие полоски, как бы рисуя ими клетчатую сетку, которая придаёт пособию вид шахматной доски (клеточки 4х4). Наверху (и внизу) - разметка 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Справа (и слева) разметка букв - А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И (можно сделать съёмными для закрепления алфавита), в комплект с планшетом входит набор карточек с картинками и магнитом для их крепления на доске. Изображения на маленьких карточках связаны единым сюжетом.
Подготовка к игре:
- Установить пособие на стене или подставке.
- Объяснить детям, что каждый квадрат на планшете имеет своё название в зависимости от пересечения столбиков, есть квадрат А1, квадрат А2, АЗ, А4, А5. Есть квадрат Б1, Б2, БЗ и так далее.
- Педагог показывает детям, как находить квадраты, проводит небольшую тренировку.
- Далее начинается «выкладывание» сказки на планшете.
Варианты игры
1. «Сочини/расскажи и покажи сказку/рассказ». Примерные тексты сказок:«В одной сказочной стране стоял маленький домик. Домик стоял в квадрате Г5. (К планшету после каждой фразы подходит кто-то из детей, выбирает маленькую карточку с нужным изображением и ставит в названную клетку.) Слева от домика, в соседнем квадрате рос цветок. День был жаркий, солнечный, в небе ярко светило солнышко, в квадрате БЗ. В домике дружно жили три гнома - в квадратах - квадрат Г2, ГЗ, Г4. Появился у них цыплёнок - квадрат Д7. Решили гномики отметить цыплёнку День рождения, пригласили гостей. Первой пришла Маша - квадрат ЖЗ, подарила птичку. Вторым прискакал серый зайчик - квадрат Ж2, подарил морковку - квадрат 32. Гостей угощали сладкими пончиками - квадрат Д2, вкусным тортом - ДЗ. После чаепития все вместе друзья отправились кататься на лодке - квадрат Ж6. В реке увидели красивую рыбку - квадрат 36. На берегу увидели большой мухомор - квадрат Й8, рядом божью коровку - квадрат И9. В небе летала птичка - квадратВ7 и порхала бабочка - Б9. Довольные и счастливые друзья вернулись домой. (Аналогично можно иллюстрировать краткий пересказ любой русской народной или авторской сказки, нужно только подобрать соответствующие картинки, в пособии представлены картинки по сказке «Колобок».)
По рассказу «Лягушачьи друзья»
«Около одного неизвестного, но очень большого пруда жила зелёная Лягушка - Б2, Стрекоза -квадрат БЗ, Водомерка - квадрат В2, Бобёр - квадрат Б6, Рыбки - квадрат ДЗ и ЕЗ, маленький Головастик - квадрат 32 и Кувшинка - квадрат Е6. В небе ярко светило Солнышко -квадрат Г1, и плыли по небу облака А1, А2 и Аз. Каждый занимался своим делом, но все между собой были дружны, кроме одной Лягушки. Кто бы к ней не приходил, она всех прогоняла. Такой уж у неё был характер. Но вот в один прекрасный летний день на этом пруду поселилась цапля важная и носатая. Она смотрела на всех сверху-вниз и искала… Лягушек, чтобы их съесть. А тут, к счастью пролетала стрекоза, она увидела, что Цапля ходит по пруду в поисках еды и полетела срочно к нашей Лягушке, чтобы предупредить её. Долетев до камня, за которым обычно сидела Лягушка, стрекоза надела свои очки, хотя зрение у неё очень хорошее, и стала искать Лягушку. Как только Стрекоза увидела её, она тут же стремительно полетела вниз и стала долго объяснять, что случилось. Но Лягушка никак не могла понять, что она хочет, тогда рыбки, которые давно наблюдали за всем, тоже начали объяснять, какая беда настигла их мирный дом, но тщетно! Тогда Бобёр, видя, что сейчас Цапля доберётся до Лягушки, по-бобровски учтиво сказал: «Сударыня, прекрати всех не понимать, вас сейчас съедят!» Хорошо, что Лягушка быстро всё поняла и в срочном порядке покинула камень и спряталась под кувшинкой. Цапля ходила-ходила по пруду, но так как больше ни одной лягушки она не нашла, то решила улететь. Лягушка обрадовалась, что Цапля улетела и позвала всех к себе в гости пить чай».
2. «Подбери и выложи»
Педагог подготавливает карточки-картинки с магнитом для классификации: одежда, мебель, игрушки, спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, продукты и другое на усмотрение воспитателя.
Игровое задание: Найти и выставить предмет из названной группы. Например, Настя, поставь «жилет» в квадрат А6. А ты, Ваня, в квадрат ДЗ выстави «тромбон» и так далее.
3. «Дополни ряд»
Игровое задание: На обозначенные картинками ряды (смотри выше) дополнить соответствующими, входящими в данную группу предметов (одежда, мебель, продукты и другое.)
4. «Подбери рифму»
Игровое задание: Поставь картинку в квадрат (например, Д5) и подбери к слову рифму. Например, книжка-мальчишка, дом-том, шишка-мышка, цветок-платок, апельсин-магазин и так далее.
5. «Сложи картинку»
На основе игры «Танграм» из частей предмета (геометрических фигур) сложить целую картинку по указанию воспитатель («поставь треугольник в квадрат Б2» и так далее.)
6. Работа по обучению грамоте
- «Придумай и составь слово на заданную букву»
- «Сколько букв/звуков в слове»
- «Придумай и составь длинное и короткое слово на букву А, Б, В и так далее.
- «Назови гласные и согласные звуки» (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие) и другие.
Елена Крайнова, воспитатель 1кв.кат.
Екатерина Одинцова, ст.воспитатель 1 кв.кат.
МБДОУ Д/с №32, г. Ковров
Рекомендуем почитать
- «Бег на длинную дистанцию» или Зачем Бизнесу отраслевые СМИ
- Прелестный зверёк «Русский мишка»
- На арене цирка
- Считалки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии