"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2016
Сказка про Светлячка
Любое занятие в детском саду – это всегда игра. А чем заняться с малышами на досуге? Совместное придумывание сказки помогает развивать речь и обогащать жизненный опыт детей как на занятиях так и в досуговой деятельности, а ещё, это конечно же игра!
Родители, приводя детей в детский сад, интересуются, чему и как ребят учат. И очень волнуются, узнав, что «занятий-уроков» у нас нет. Дети всё время играют, но каждая игра несёт в их жизнь что-то новое и интересное, учит их сравнивать, анализировать, доказывать и делать умозаключения. Дети общаются, делятся мнениями, у них развивается связная речь, обогащается словарный запас. Любую игру, ребёнок организует из ничего: «А давай ты будешь…» или «Представь, что мы с тобой попали…», а задача взрослого незаметно дополнить их сюжеты чем-то новым. Так, например, у нас придумываются истории-сказки, которые потом можно зарисовать и снова рассказать дома. Ребёнок поведал друзьям, что видел в деревне светлячка, и мы решили придумать, как он мог там оказаться. У нас получилась история «Путешествие маленького светлячка». (По ходу совместного рассказывания, взрослый задаёт вопросы, направляет повествование в нужную сторону.)
У маленького любопытного светлячка каждый день было много интересных дел. Он совсем недавно появился на свет, и ему всё было вокруг интересно. Малыш приставал с вопросами к взрослым светлячкам, но у них всегда было много дел, и ему приходилось самому искать ответы. Сегодня он проснулся очень рано и решил, что пора бы отправиться посмотреть, что же есть за теми высокими деревьями? Ведь вокруг большого куста, под которым светлячок жил, он уже всё успел изучить и даже познакомился с большим зверем, который часто приходил полакомиться ягодами с куста. (С каким зверем познакомился светлячок, какой он? Как называется куст с ягодами, под которым живёт светлячок?)
Пролетев немалый путь за дальними деревьями, светлячок присел отдохнуть у большой воды. Она не была похожа на лужицу, которую он видел после дождя в лесу. Воды было много, она издавала приятный журчащий шум… (Где остановился светлячок? Что он мог увидеть у реки интересного.) Вдали, над рекой, светлячок увидел что-то очень большое и шумное. «Похоже на радугу, – подумал он, – только почему-то одного цвета, и по ней всё время что-то движется и гудит». Светлячку стало страшно, и он решил туда не лететь. (Что мог увидеть над рекой светлячок? Какие и для чего бывают мосты? Всегда ли они шумные?)
Светлячок перелетел через реку и вскоре оказался на большом лугу, где повстречал много очень похожих друг на друга животных. Они мирно ходили по лугу, а многие просто спали в густой траве. Животные показались светлячку совсем не страшными, и он, уставший от длительного путешествия, присел на жёлтую серединку белого цветка. (Каких животных встретил на лугу светлячок? Опишите их? Чем они могли отличаться друг от друга? Почему они были все на лугу? Как называется цветок, на котором отдыхал светлячок?) Когда наступил вечер, все коровы медленно и дружно куда-то пошли. Светлячку стало интересно, и он, присев на рог одной из коров, отправился с ними. (Куда привели его коровы? Что увидел вокруг себя светлячок в коровнике?) Уставший от дальнего путешествия светлячок решил переночевать на душистой соломе в коровнике. Тёплая летняя ночь пролетела очень быстро, и наступило утро. (Каким бывает утро летом?)
Радуясь новому дню, светлячок вылетел в маленькое окошко, чтобы узнать, что находиться за стенами коровника. Незнакомая местность совсем не была похожа на его любимый лес, но здесь было так много всего необычного и интересного, что он решил всё осмотреть! (Как называется местность, куда попал светлячок? Что он мог увидеть в деревне?) Светлячок сидел на заборе и любовался большими птицами, прогуливающимися по двору. Птиц было много, и они отличались друг от друга и крыльями, и голосами, и даже величиной, одни ходили гордо, а вокруг других бегали маленькие жёлтые птенчики. Но больше всех светлячку понравился тот, кто, важно вышагивал по широкому двору. Неожиданно эта птица взлетела на забор и громко закричала, переливаясь разноцветными перьями. И тут же с разных сторон послышались такие же громкие голоса. Как будто сообщая всем вокруг, что наступило утро. (Каких птиц во дворе увидел светлячок? Как они выглядят, чем питаются. Кто больше всех и почему понравился светлячку? Покажите, как передвигались по двору разные птицы.)
Со всех сторон раздавалось множество разных звуков, деревня с её жителями постепенно просыпалась. Вот что-то легко заскрипело, а потом, упав в воду, снова заскрипело, но уже тяжело. В каждом дворе, что-то происходило. (Расскажите, что издавало звуки вокруг светлячка?) Светлячок перелетал от одного дома к другому, всё было для него необычайно интересно. Даже незнакомые запахи привлекли его к одному окошку. Из высокого сосуда наливали что-то белое, оно приятно и тепло пахло. Рядом лежало что-то румяное и круглое, такое ароматное, что быстро исчезало. (Что увидел светлячок, сидя на подоконнике?)
В этом доме было много жителей: большие и маленькие. Самые маленькие всё время бегали и звонко смеялись. А светлячок, сидя в траве, наблюдал за всеми. Вокруг них бегал большой зверь, очень похожий на волка, но его никто не боялся. И в траве отдыхал красивый пушистый зверёк, он только ел и лениво потягивался. (Расскажите, кого увидел светлячок? Во что могли играть дети? Опишите собаку и кошку и придумайте им клички.) Все были заняты своими делами, в доме никого не было, и светлячок решил посмотреть жилище внутри. Он влетел в открытое окно и, присев на большой стол, стал осматриваться. Неподалёку горел огонь, там что-то пыхтело. (Что ещё может находиться в доме, что увидел светлячок? Что располагалось на стенах, на полу? Для чего нужны полки?)
Весь день светлячок провёл здесь, то вылетая на улицу, то вновь залетал в дом. Ночью он подружился со сверчком, который прятался за печкой. Погостив в деревне несколько дней, довольный светлячок отправился обратно в свой любимый лес. Покинув деревню, он оказался на знакомом лугу, там, как и раньше, он увидел… (Опишите путь светлячка.)
Такие игровые истории помогают закрепить или уточнить имеющиеся знания детей, а так же познакомить с чем-то новым. Можно просто поддержать инициативу детей и делать по ходу зарисовки, или подготовить тему заранее и подобрать картинки. Дети с большим удовольствием включаются в игры, где участвуют взрослые.
Родители, приводя детей в детский сад, интересуются, чему и как ребят учат. И очень волнуются, узнав, что «занятий-уроков» у нас нет. Дети всё время играют, но каждая игра несёт в их жизнь что-то новое и интересное, учит их сравнивать, анализировать, доказывать и делать умозаключения. Дети общаются, делятся мнениями, у них развивается связная речь, обогащается словарный запас. Любую игру, ребёнок организует из ничего: «А давай ты будешь…» или «Представь, что мы с тобой попали…», а задача взрослого незаметно дополнить их сюжеты чем-то новым. Так, например, у нас придумываются истории-сказки, которые потом можно зарисовать и снова рассказать дома. Ребёнок поведал друзьям, что видел в деревне светлячка, и мы решили придумать, как он мог там оказаться. У нас получилась история «Путешествие маленького светлячка». (По ходу совместного рассказывания, взрослый задаёт вопросы, направляет повествование в нужную сторону.)
У маленького любопытного светлячка каждый день было много интересных дел. Он совсем недавно появился на свет, и ему всё было вокруг интересно. Малыш приставал с вопросами к взрослым светлячкам, но у них всегда было много дел, и ему приходилось самому искать ответы. Сегодня он проснулся очень рано и решил, что пора бы отправиться посмотреть, что же есть за теми высокими деревьями? Ведь вокруг большого куста, под которым светлячок жил, он уже всё успел изучить и даже познакомился с большим зверем, который часто приходил полакомиться ягодами с куста. (С каким зверем познакомился светлячок, какой он? Как называется куст с ягодами, под которым живёт светлячок?)
Пролетев немалый путь за дальними деревьями, светлячок присел отдохнуть у большой воды. Она не была похожа на лужицу, которую он видел после дождя в лесу. Воды было много, она издавала приятный журчащий шум… (Где остановился светлячок? Что он мог увидеть у реки интересного.) Вдали, над рекой, светлячок увидел что-то очень большое и шумное. «Похоже на радугу, – подумал он, – только почему-то одного цвета, и по ней всё время что-то движется и гудит». Светлячку стало страшно, и он решил туда не лететь. (Что мог увидеть над рекой светлячок? Какие и для чего бывают мосты? Всегда ли они шумные?)
Светлячок перелетел через реку и вскоре оказался на большом лугу, где повстречал много очень похожих друг на друга животных. Они мирно ходили по лугу, а многие просто спали в густой траве. Животные показались светлячку совсем не страшными, и он, уставший от длительного путешествия, присел на жёлтую серединку белого цветка. (Каких животных встретил на лугу светлячок? Опишите их? Чем они могли отличаться друг от друга? Почему они были все на лугу? Как называется цветок, на котором отдыхал светлячок?) Когда наступил вечер, все коровы медленно и дружно куда-то пошли. Светлячку стало интересно, и он, присев на рог одной из коров, отправился с ними. (Куда привели его коровы? Что увидел вокруг себя светлячок в коровнике?) Уставший от дальнего путешествия светлячок решил переночевать на душистой соломе в коровнике. Тёплая летняя ночь пролетела очень быстро, и наступило утро. (Каким бывает утро летом?)
Радуясь новому дню, светлячок вылетел в маленькое окошко, чтобы узнать, что находиться за стенами коровника. Незнакомая местность совсем не была похожа на его любимый лес, но здесь было так много всего необычного и интересного, что он решил всё осмотреть! (Как называется местность, куда попал светлячок? Что он мог увидеть в деревне?) Светлячок сидел на заборе и любовался большими птицами, прогуливающимися по двору. Птиц было много, и они отличались друг от друга и крыльями, и голосами, и даже величиной, одни ходили гордо, а вокруг других бегали маленькие жёлтые птенчики. Но больше всех светлячку понравился тот, кто, важно вышагивал по широкому двору. Неожиданно эта птица взлетела на забор и громко закричала, переливаясь разноцветными перьями. И тут же с разных сторон послышались такие же громкие голоса. Как будто сообщая всем вокруг, что наступило утро. (Каких птиц во дворе увидел светлячок? Как они выглядят, чем питаются. Кто больше всех и почему понравился светлячку? Покажите, как передвигались по двору разные птицы.)
Со всех сторон раздавалось множество разных звуков, деревня с её жителями постепенно просыпалась. Вот что-то легко заскрипело, а потом, упав в воду, снова заскрипело, но уже тяжело. В каждом дворе, что-то происходило. (Расскажите, что издавало звуки вокруг светлячка?) Светлячок перелетал от одного дома к другому, всё было для него необычайно интересно. Даже незнакомые запахи привлекли его к одному окошку. Из высокого сосуда наливали что-то белое, оно приятно и тепло пахло. Рядом лежало что-то румяное и круглое, такое ароматное, что быстро исчезало. (Что увидел светлячок, сидя на подоконнике?)
В этом доме было много жителей: большие и маленькие. Самые маленькие всё время бегали и звонко смеялись. А светлячок, сидя в траве, наблюдал за всеми. Вокруг них бегал большой зверь, очень похожий на волка, но его никто не боялся. И в траве отдыхал красивый пушистый зверёк, он только ел и лениво потягивался. (Расскажите, кого увидел светлячок? Во что могли играть дети? Опишите собаку и кошку и придумайте им клички.) Все были заняты своими делами, в доме никого не было, и светлячок решил посмотреть жилище внутри. Он влетел в открытое окно и, присев на большой стол, стал осматриваться. Неподалёку горел огонь, там что-то пыхтело. (Что ещё может находиться в доме, что увидел светлячок? Что располагалось на стенах, на полу? Для чего нужны полки?)
Весь день светлячок провёл здесь, то вылетая на улицу, то вновь залетал в дом. Ночью он подружился со сверчком, который прятался за печкой. Погостив в деревне несколько дней, довольный светлячок отправился обратно в свой любимый лес. Покинув деревню, он оказался на знакомом лугу, там, как и раньше, он увидел… (Опишите путь светлячка.)
Такие игровые истории помогают закрепить или уточнить имеющиеся знания детей, а так же познакомить с чем-то новым. Можно просто поддержать инициативу детей и делать по ходу зарисовки, или подготовить тему заранее и подобрать картинки. Дети с большим удовольствием включаются в игры, где участвуют взрослые.
Наталья Дорошкевич, воспитатель МБДОУ Д/с № 84, г.Белгород
Рекомендуем почитать
- Отзывы наших читателей
- Позовём на помощь сказку
- Развитие эмоционального интеллекта при помощи современных технологий
- Друзья с искусственным интеллектом. Отзывы наших читателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку