"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2019
Скaзка о потерянном солдaтике
Драматизация по сказочной истории Ирины Токмаковой «А может нуль не виноват». (Полный текст можно найти в электронных библиотеках. В коллективных ролях может быть разное количество исполнителей.)
Действующие лица: Лeнa, Aлёшкa, Солдат, Нуль, Единицы, Двойки, Тришка, Четвёрка, Пятёрка, Шестёрка, Семёрка, Плюс, Минус, Знак больше, Знак меньше, Знак равенства.
Сцена первая
(Музыка. Алёшка и Единичка что-то ищут. Появляется Лена.)Лeнa: Здравствуйте, а вы кто?
Алёшка: У нас пропал один солдатик.
Лeнa: Какой солдатик? А вы кто?
Единица: Здравствуйте, я – единичка, из страны Математики. Алёшка, понимаешь, в учебнике математике есть задача про солдат, так вот один из них потерялся.
Лeнa: Грустно, что так вышло. Но солдат нигде не пропадёт.
Алёшка: Хороший командир всегда о своих солдатах беспокоиться должен!
Единица: Всё бы ничего, но вот беда, без этого солдатика теряется смысл и её совершенно невозможно решить!
Алёшка: Почему?
Лeнa: Ответ не сойдётся.
Алёшка: Ого!
Единица: Честное математическое слово, я в математике больше тысячи лет служу.
Алёшка: Так что здесь без вариантов, нужно срочно найти!
Единица: Конечно, в учебнике, а тем более по математике, должен быть идеальный порядок. Изначально в задаче говориться о девяти солдатиках…
Алёшка: А теперь восемь! Может кто-то его незаметно унёс?
Лeнa: Думаешь? Но кто?
Единица: Как я раньше не догадалась? Хм, скорее всего он. Это в его стиле обнулять всё.
Алёшка: Кто?
Единица: Нуль, конечно же! Характер у него, знаете, такой…
Алёшка: У Нуля? Характер?
Лeнa (шёпотом): И это он похитил пехотинца?
Единица: Может быть. Во время беспорядка, Двойки объединяются в стаи, слышите? (Музыка. С гоготом появляются гуси и окружают детей.)
Единица: Сёстры-единички, где вы? На помощь!
Дети (хором): На помощь! (Музыка. Появляются единички – в танце прогоняют гусей.)
Единички (хором): Что случилось?
Единица: Пропал Солдат, и мы должны его найти.
Единички: И мы хотим, и мы поможем, а он симпатичный?
Единица: Мы найдём его, это наш долг перед учениками первого класса «Б» и перед наукой — математикой. (Все строятся и, маршируя, уходят. Проезжает Нуль на самокате.)
Сцена вторая
(Выскакивают Тришка и Минус.)Минус: Верни!
Тришка: Не верну!
Минус: Верни, кому сказано?
Тришка: Нет!
Минус: Отдай сейчас же!
Тришка: Вечно тебе надо отнимать! Это моё и всё.
Минус: Тришка, у тебя три кошки. Отдай одну мне. Мне она так нужна, будет мурлыкать по вечерам. У тебя останется две, ведь это в любом случае больше, чем одна. Ну, пожалуйста!
Тришка: Тебе бы только отнимать да забирать! Иди поработай с моё, не одну, а десять кошек себе купишь!
Минус: Жадина! Кошечку соседу пожалел! (Появляются дети. Минус отпускает кошку. Тришка прячется.)
Минус: Ладно, ещё будет возможность отнять. А вам что надо?
Алёшка: Ничего. Из задачи по математике солдат исчез средь бела дня.
Лeнa: Он пропал.
Минус: Я не отнимал! Даже не пойму, о ком речь. Точно не я. (Уходит.)
Лена: Тришка!
Дети (хором): Тришка!
Тришка: Ушёл? Такой минус знак всё пытается у других отнять, мог и солдатика тихо себе взять, он такой.
Лeнa: Единичка говорила, что это Нуль его мог аннулировать.
Тришка: Да, мог и Нуль.
Алёшка: Странно всё тут…
Лена: А куда идти?
Тришка: Да хоть к Дыдве – моей соседке.
Дети (хором): Дыдве?
Тришка: Это Четвёрка, но мы привыкли Дыдвой её называть. Если коротко, то ведь дважды два — четыре?
Дети (хором): Четыре.
Тришка: Ну вот. Дваждыдва. Минус, даже это прозвище хотел себе прикарманить, потому что длинное слишком было, но оно порвалось. «Дваж» осталось у Минуса, а «Дыдва» у Четвёрки. Ну, идите, мне пора моих кошечек кормить (даёт им визитку, уходит).
Алёшка: Получается, что не только Нуль, но и Минус мог солдатика украсть.
Лeнa: Смотри, у нас адрес Дыдвы есть.
Алёшка: Бежим! (убегают).
Сцена третья
(Появляется Дыдва в переднике, перепачканная мукой.)Дыдва: За что мне всё это? Я терпеть не могу, когда дети плачут, но и печь пироги я не умею. Никогда пироги у меня не получаются. Или сгорят, или недопекутся… (Топает ногой. Появляются дети.)
Дети (хором): Здравствуйте!
Дыдва: Дети? О, ужас! Я надеюсь, вы не плачете?
Алёшка: Нет, мы солдатика ищем.
Дыдва: Хорошо, хоть кто-то не плачет. Вот задача, послушайте. «Мама дала Зине четыре пряничка, а Кирюше на два меньше». Откуда такая несправедливость?
Алёшка: Какое безобразие?
Дыдва: А мальчику обидно. Хочет, чтобы было поровну. Он маленький, он плачет.
Лена: Вот и наш солдатик из задачи пропал! Может его Минус забрал.
Дыдва: Я пытаюсь испечь ему ещё один пряник, чтоб было поровну. И никак не получается.
Алёшка: А может Нуль обнулил.
Дыдва: Нуль взял? Что вы, это же честнейшее существо в Математике. А вот Минус, мог, точно мог! А мальчик всё плачет и плачет. Ужас какой-то. Ему надо обязательно испечь пирожок (уходит).
Алёшка: Получается, что мы и Ноль не нашли и Минус потеряли.
Сцена четвёртая
(Песня. Появляется Плюс с букетом)Плюс: Дети, у меня для всех всегда есть подарки! Я – Плюс. Всем всё дарю.
Лeнa: А вот Минус отнимает. Мог он солдатика забрать?
Плюс: Минус мой брат, он отнимает, а я прибавляю.
Алёшка: Плюс, а можешь прибавить в нашу задачку солдатика или подарить его?
Плюс: Не могу, это не по правилам, раньше их в задаче нужное количество было.
Лeнa: Вот мы и ищем этого солдатика. Одни говорят, что Нуль аннулировал, другие – Минус похитил.
Плюс: Такие уж у них характеры, ничего не поделаешь. А что Минус?
Лeнa: Говорит не брал. (Уходят. Проезжает Нуль на самокате.)
Сцена пятая
(Выходит Пятёрка с сервировочным столиком).Пятёрка: Пирожки: раз, два, три, четыре, пять – все на месте. Так, хорошо, конфеты: раз, два… (Появляется Плюс с детьми.)
Плюс: Дорогая Пятёрка, прими от меня этот скромный букет. Я так рад, что мы с тобой в этот прекрасный день познакомились в Петином дневнике!
Пятёрка (Пересчитывает цветки в букете): Раз, два, три, четыре, пять.
Плюс: Слушай-ка, с шестьдесят восьмой страницы из задачи похищен пехотинец. Дети его ищут.
Пятёрка: Похищен или исчез? А какая задача?
Плюс: Задача на вычитание.
Пятёрка: А твой братец не приложил руку к этому делу? А? Может он и похитил? Пропало вычитаемое?
Плюс: В том-то и дело, что нет. Солдатик принадлежал к уменьшаемому.
Пятёрка: Если так пойдёт дальше, то ученики 1 «Б» никогда не увидят пятёрку с плюсом, как своих ушей. Ведь закон гласит, что отнимать можно только вычитаемое… Минус на это не способен.
Алёшка: Говорили, что Нуль тоже может.
Пятёрка: Верно. Нуль иногда способен взять и аннулировать. (Выскакивают Больше и Меньше. Кричат и толкаются.)
Больше: Больше, значит, что больше!
Меньше: Меньше, ты меня не переспоришь, а не согласишься, вот тебе!
Больше: Ух, не зли меня!
Меньше: Ах, так, тогда вот тебе!
Больше: Больше, всегда больше. (Драчунов разнимают.)
Пятёрка: Вы опять! И не стыдно вам?
Меньше: А что я – это всё он.
Больше. Я? Ты всегда первый начинает.
Плюс: Друзья, нам очень нужен Нуль, лучше помогите его найти!
Пятерка: Дети ищут, цифры ищут и вы, знаки, помогайте.
Меньше: Это я могу, в каждую щель пролезу, я же меньше.
Больше: Раз так, то и я помогу, на каждое дерево залезу, я же больше. (Больше и Меньше уходят в разные стороны.)
Сцена шестая
(Колесом выкатывается Шестёрка.)Шестёрка: Раз… и девять, два… и шесть
Пятёрка (детям): Шестёрка — первоклассная гимнастка, готовится к выступлениям.
Плюс: Эй, Шестёрка!
Шестёрка: Привет! (Переворачивается.)
Плюс: Слушай, ты не видела солдатика?
Шестёрка: Нет, я все время тренируюсь и солдатика не видела. Твой брат Минус вроде недавно с кем-то проходил.
Плюс: А куда они шли?
Шестёрка: Вроде в сторону семёркиного дома. Ну, мне пора. (Кувыркаясь уходит.)
Лeнa: Тогда и нам надо к Семёрке.
Алёшка: Бежим. (Все уходят. Проезжает Нуль на самокате. Выходит Минус, прячется. Выходят дети, Пятерка и Плюс. Появляются Гуси-двойки, окружают героев.)
Минус (потирая руки). Попались! Стеречь и не выпускать. За это обещаю вам, что будете спокойно пастись во всех тетрадках первого класса «Б». Мне нравятся пропажи. (Уходит.)
Плюс: До чего же вредный Минус, просто ужас! Ничего, сейчас я из Двоек сумму сделаю. Два и два, да ещё два. (Гуси исчезают, появляется Шестёрка.)
Шестёрка: Почему меня от занятий отвлекаете? Через месяц я выступаю на разряд.
Пятёрка: Когда в стране беспорядок, двойки плодятся так быстро, как комары.
Шестёрка: Так вот в чем дело? Это всё из-за двоек! Спасибо тебе, Плюс, этих вредных гусей нельзя отпускать на волю. (Шестёрка уходит перекатом.)
Сцена седьмая
(Появляется Семёрка).Пятёрка: Семёрка!
Семёрка (тараторит): Гости дорогие! Прошу вас зайти в дом, проходите на террасу, садитесь, я сейчас мятный пунш принесу или апельсиновый фреш. О, нет, яблочный лимонад, точно ягодный смузи… Голова кругом пошла от напитков. Но я должна вас угостить!
Пятёрка: Сестрица, послушайте.
Семёрка: Послушайте, это лишнее! Я передумала: просто попьём чаю дома или на улице лучше?
Плюс: Да не надо, Семьпятниц, нам только выяснить, мы ненадолго…
Семёрка (кричит): Я передумала! Зачем это пить чай уж лучше тогда устроим пикник в саду около жасмина.
Лена: Понятно, почему её Семьпятниц называют.
Алёшка: Здесь мы ничего не узнаем, идём! Нам нужно продолжать поиски солдатика!
Лeнa: Все вокруг твердят, что именно Нуль похитил его.
Плюс: Странно, а зачем ему солдатик?
Пятёрка: Сдаётся мне, что Нуль не виноват?
Дети (хором): А кто виноват?
Финал
(Перед сценой проезжает Нуль на самокате.)Пятёрка: Гляди-ка, Нуль! (Плюс бросается под колесо.)
Ноль: Плюс, ты с ума сошёл? (Протягивает руку и здоровается со всеми по очереди). Что-нибудь случилось?
Алёшка (Лене шёпотом): Нет, не похоже, что солдат у него.
Лeнa: Слишком спокоен.
Ноль: Что вы все так странно молчите?
Плюс (толкает локтем Пятёрку): Ну, давай, скажи ему.
Пятёрка: Нуль! Ходят непроверенные слухи, что ты аннулировал солдатика из задачи. Вот, дети - будущие ученики первого класса «Б» ищут его и очень расстраиваются.
Нуль: Кто говорит? Полная чушь! Я люблю аннулировать — но только то, что должно быть аннулировано. Тогда я это умножаю на нуль в учебнике для шестого класса.
Плюс: Как же я не сообразил сразу? Минус ведь Двоек пригнал, чтобы отвлечь нас от поисков.
Пятёрка: Так значит солдат у него!
Нуль: Вот дела, новый год на носу, учебный, конечно, а Минус хулиганить вздумал.
Алёшка: Тихо, вы слышите. (Маршем появляется Солдат, за ним Минус на верёвке.)
Солдат: Раз, два, левой, левой, раз, два, левой. На месте стой…
Минус: Раз, два.
Солдат: Докладываю, был взят в плен. Бежал. Взял заложника, веду его в штаб!
Пятёрка: Минус, ты вообще последнее время ведёшь себя недостойно!
Плюс: Ты стал отнимать что захочешь, у кого захочешь. Это же против правил!
Нуль: Безобразие! Чем ты думаешь?
Плюс: Тебе что положено отнимать?
Минус: Вычитаемое.
Плюс: А ты? Как ты себя повел? Против правил!
Минус: Но ведь вычитаемое в этой задаче — барабанщик. А у меня мечта маршировать научиться. Я думал…
Нуль: Что ты думал?
Минус: Я мечтал, мечтал попасть на парад…
Солдат: Настоящий солдат никогда не нарушит приказ!
Пятёрка: Минус, за такие поступки сажают в скучные книжки и превращают в Тире.
Нуль: Согласен! Его положительно надо превратить в Тире.
Минус: Я очень прошу, не надо! Плюсик, дорогой, помоги мне!
Плюс: А ты больше так не будешь? Иначе ты всему первому классу «Б» испортишь учёбу.
Минус: Конечно-конечно. Я же знаю, что так делать нельзя. Математика - наука точная со строгими правилами. Право, не знаю, что на меня нашло. Простите великодушно меня.
Солдат: Мне надо срочно вернуться! (Вбегает Единица.)
Единица: Наконец-то я вас нашла! Мне было так неловко. Я заподозрила, что солдатика забрал Нуль. А потом подумала и поняла: нет, он так никогда не поступит. Простите меня!
Нуль: Успокойся, Единица, пожмём друг другу руки. Нам ведь много придётся с тобой работать в паре.
Лeнa: Я поняла! Вы ведь вместе цифра десять!
Солдат: Пожалуйста, покажите мне, как вернуться в свою задачу.
Нуль: Возьми мой самокат и никуда с этой тропинки не сворачивай!
Солдат: Благодарю. (Отдаёт честь, уезжает.)
Пятёрка: Ребята, спасибо вам за помощь. Вы поняли? В стране Математики всегда должен быть строгий порядок! (Музыка. Выходят все участники. Поклон.)
Оксана Крамаренко,
педагог доп. образования,
ГБОУ Школа №218, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Весна и Солнышко
- Отзывы наших читателей
- Новогоднее настроение и развивающие игры Воскобовича
- Развивающая предметно-игровая система «Платы КАЙЕ»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии