"Игры и Игрушки" №4-2016
Сказка – ложь…
Приходилось ли вам слышать что-то подобное: «Засыпай – не то придёт серенький волчок, да ухватит за бочок! Такого непослушного Кощей унесёт!». Чего хотят добиться родители такими словами, если не запугать своих детей?
Воспитывая детей, родители применяют разные меры воздействия, зачастую руководствуясь исключительно краткосрочными результатами – лишь бы сейчас сделал то что мне нужно! Часто можно услышать фразы, которые не предостерегают детей об опасности, не прививают какие-либо навыки поведения, не формируют качества характера, а напротив, работают на занижение самооценки, на развитие страхов и фобий. Вот, например: «Убежишь от мамы – украдёт Бармалей», «Не будешь слушаться, отдам тебя Бабе-Яге». Наверное, каждый родитель хоть раз, да грозил так ребёнку. Если приём работает – он применяется чаще, а если малыш не сильно восприимчив, родители ищут другие меры воздействия.
Прошло время, но этот метод используют по сей день. И, надо сказать, он действительно работает. Страх перед чем-то – весомая мера воздействия. Однако меняется жизнь вокруг нас, меняются поколения, дети сейчас совсем другие, и подход к ним нужен совсем иной… Неосторожный родитель может увлечься и нанести ребёнку непоправимую психологическую травму, злоупотребляя запугиванием. Все дети разные: некоторые смотрят по телевизору «страшилки» изо дня в день и смеются над происходящим на экране. Но есть и ранимые, впечатлительные дети, которых напугать очень просто. Поэтому каждому родителю стоит быть очень аккуратным и хорошо подумать, прежде чем заводить с малышом разговор о страшных персонажах.
Запугивание, как все понимают, нечестный способ воздействия что на взрослого, что на ребёнка. Гораздо полезнее будет проиграть с ребёнком сказочную ситуацию, например, используя кукольный/перчаточный театр. Можно инсценировать сказку «Гуси-Лебеди», параллельно объясняя её. Вот Алёнушка должна была приглядывать за братцем, а сама отнеслась к этому безответственно, смотри, что случилось! Заметьте, в этом случае вы не пугаете ребёнка преследуя свои цели. На фоне страшной ситуации малыш сам осознаёт причину-последствие. Важно обратить внимание ребёнка на то, что родителей обязательно нужно слушаться, ведь они беспокоятся о безопасности ребёнка и поэтому советуют как ему поступать.
Для детей младшего возраста подойдёт сказка «Колобок». Здесь ситуация аналогичная: главный герой остался без присмотра, укатился в лес, где его подстерегали страшные опасности. Начиная обсуждать сказку, посмотрите, не слишком ли болезненно ребёнок воспринимает приключения героев, насколько он сопоставляет себя с героями и выносит ли для себя какие-то уроки. Всё это обязательно нужно проговаривать, потому что детям младшего возраста не свойственно делать выводы и поэтому акцентировать внимание на важном должен сам родитель. Можно составить собственное мнение о поведении персонажа. Например, комментировать ситуации по ходу сказки: «Какой непослушный Колобок, зачем же он ушёл один, это опасно, нельзя так делать!». Пусть малыш послушает ваше мнение и выскажет своё, беседа здесь не только уместна, но и необходима. Недостаточно просто прочитать сказку. Если вы хотите, чтобы она была поучительной и доступной для восприятия ребёнка, нужно уделить время её обсуждению! И, наконец, чтобы закрепить полученную информацию, можно нарисовать рисунок к данной сказке или сделать аппликацию, вылепить поделку из пластилина… Творческая деятельность, задействование моторики лучше скажется на восприятии событий сказки.
Если ребёнок воспринял конец сказки болезненно, предложите ему придумать свой конец и воплотить его в жизнь, тем самым давая эмоциональную разгрузку. Сотворите поделку или рисунок, иллюстрирующий хороший конец, например: «Колобок вернулся домой к бабушке и дедушке, они были очень рады его возвращению. Больше Колобок никогда не уходил из дома один!».
Надо отметить, что такое совместное с ребёнком обсуждение сказки очень сближает, отношения становятся более доверительными. Проигрывание сказок с помощью игрушек или кукольного театра даёт возможность почувствовать себя на месте другого, понять, почему он поступил так или иначе. Вы узнаете много нового о своем ребёнке, выслушаете его мнение и поделитесь своим, научите его правилам и нормам поведения. Запугиванию и «страшилкам» просто не останется места в воспитательном процессе.
Воспитывая детей, родители применяют разные меры воздействия, зачастую руководствуясь исключительно краткосрочными результатами – лишь бы сейчас сделал то что мне нужно! Часто можно услышать фразы, которые не предостерегают детей об опасности, не прививают какие-либо навыки поведения, не формируют качества характера, а напротив, работают на занижение самооценки, на развитие страхов и фобий. Вот, например: «Убежишь от мамы – украдёт Бармалей», «Не будешь слушаться, отдам тебя Бабе-Яге». Наверное, каждый родитель хоть раз, да грозил так ребёнку. Если приём работает – он применяется чаще, а если малыш не сильно восприимчив, родители ищут другие меры воздействия.
Почему же этот метод так популярен?
Несомненно, подобный способ воздействия на малышей применяли ещё наши пра-пра-прабабушки. Русские народные сказки с традиционными отрицательными персонажами в сказочно-фантастическом контексте объясняют детям азы нравственности, морали и безопасности. Давайте вспомним: в стародавние времена в каждой семье было по несколько детей, родители работали с утра до ночи, у них не было возможности неусыпно контролировать малышей. Сказка же, в доступном для ребёнка ключе давала ориентиры, что можно, чего нельзя делать, что происходит в случае нарушения запрета.Прошло время, но этот метод используют по сей день. И, надо сказать, он действительно работает. Страх перед чем-то – весомая мера воздействия. Однако меняется жизнь вокруг нас, меняются поколения, дети сейчас совсем другие, и подход к ним нужен совсем иной… Неосторожный родитель может увлечься и нанести ребёнку непоправимую психологическую травму, злоупотребляя запугиванием. Все дети разные: некоторые смотрят по телевизору «страшилки» изо дня в день и смеются над происходящим на экране. Но есть и ранимые, впечатлительные дети, которых напугать очень просто. Поэтому каждому родителю стоит быть очень аккуратным и хорошо подумать, прежде чем заводить с малышом разговор о страшных персонажах.
Запугивание, как все понимают, нечестный способ воздействия что на взрослого, что на ребёнка. Гораздо полезнее будет проиграть с ребёнком сказочную ситуацию, например, используя кукольный/перчаточный театр. Можно инсценировать сказку «Гуси-Лебеди», параллельно объясняя её. Вот Алёнушка должна была приглядывать за братцем, а сама отнеслась к этому безответственно, смотри, что случилось! Заметьте, в этом случае вы не пугаете ребёнка преследуя свои цели. На фоне страшной ситуации малыш сам осознаёт причину-последствие. Важно обратить внимание ребёнка на то, что родителей обязательно нужно слушаться, ведь они беспокоятся о безопасности ребёнка и поэтому советуют как ему поступать.
Для детей младшего возраста подойдёт сказка «Колобок». Здесь ситуация аналогичная: главный герой остался без присмотра, укатился в лес, где его подстерегали страшные опасности. Начиная обсуждать сказку, посмотрите, не слишком ли болезненно ребёнок воспринимает приключения героев, насколько он сопоставляет себя с героями и выносит ли для себя какие-то уроки. Всё это обязательно нужно проговаривать, потому что детям младшего возраста не свойственно делать выводы и поэтому акцентировать внимание на важном должен сам родитель. Можно составить собственное мнение о поведении персонажа. Например, комментировать ситуации по ходу сказки: «Какой непослушный Колобок, зачем же он ушёл один, это опасно, нельзя так делать!». Пусть малыш послушает ваше мнение и выскажет своё, беседа здесь не только уместна, но и необходима. Недостаточно просто прочитать сказку. Если вы хотите, чтобы она была поучительной и доступной для восприятия ребёнка, нужно уделить время её обсуждению! И, наконец, чтобы закрепить полученную информацию, можно нарисовать рисунок к данной сказке или сделать аппликацию, вылепить поделку из пластилина… Творческая деятельность, задействование моторики лучше скажется на восприятии событий сказки.
Если ребёнок воспринял конец сказки болезненно, предложите ему придумать свой конец и воплотить его в жизнь, тем самым давая эмоциональную разгрузку. Сотворите поделку или рисунок, иллюстрирующий хороший конец, например: «Колобок вернулся домой к бабушке и дедушке, они были очень рады его возвращению. Больше Колобок никогда не уходил из дома один!».
Надо отметить, что такое совместное с ребёнком обсуждение сказки очень сближает, отношения становятся более доверительными. Проигрывание сказок с помощью игрушек или кукольного театра даёт возможность почувствовать себя на месте другого, понять, почему он поступил так или иначе. Вы узнаете много нового о своем ребёнке, выслушаете его мнение и поделитесь своим, научите его правилам и нормам поведения. Запугиванию и «страшилкам» просто не останется места в воспитательном процессе.
Ирина Цыганова, психолог, мама
Рекомендуем почитать
- Технология мобильного обучения
- День Победы – учим историю!
- Новинки игротеки "Ребус"
- Игровые наборы для мальчиков
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку