"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Шерстяной коллаж
Многих завораживают тёплые игрушки и предметы декора из шерсти, выполненных путём валяния. Это техника, при которой из пышной, воздушной шерсти получают плотный войлок. Люди изготавливали вещи из войлока уже порядка 8 тысяч лет назад. Сегодня древнее ремесло валяния шерсти вновь обрело популярность среди рукодельниц. Различают два основных вида валяния — сухое и мокрое. С помощью данных техник мастерицы создают свои поистине уникальные красивые войлочные изделия от валенок и объёмных игрушек до всевозможных аксессуаров и украшений: брошей, бус, сумочек, картин и даже панно.
Нам захотелось адаптировать фелтинг (так называется особая техника работы с шерстью) для творческих занятий с детьми от 4-х до 7-и лет. Мы адаптировали этот приём (без валяния и работы с иглой) для арт-занятий, развивающих мелкую моторику и личность ребёнка-дошкольника. В том числе и эмоционально-волевые процессы ребёнка, поскольку создание картин из шерсти требует усидчивости и большого желания создать «произведение искусства» самому.
Освоить изготовление картин в технике «шерстяная акварель» (или живопись шерстью) по силам любому дошкольнику от одарённого до ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Мы рекомендуем создавать картины с детьми в смешанной технике, используя дополнительные материалы – аппликацию, гербарий и элементы коллажа. У такого приёма есть ряд преимуществ: низкая сложность, доступность и быстрота исполнения. Результат же остаётся неизменным – оригинальное творчество и положительные эмоции ребёнка.
Техника рисования шерстью очень проста. Это рисование тонкими прозрачными прядями шерсти по ворсистой поверхности. Выполняются следующие действия: вытягивание (из шерстяной ленты вытягиваются тонкий и прозрачный «мазок»), щипание (шерстяная лента наматывается на палец и щипается быстрыми движениями, в результате получаются комочки-паутинки) и нарезка (шерсть измельчается острыми ножницами поверх другой шерсти, используется для «рисования» мелких деталей). Основой картины служит задник готовой рамки, который застилается нетканым полотном для лучшего сцепления с шерстью. Далее начинается работа с послойного выкладывания шерсти разных цветов и оттенков на тканевую основу, придание формы, затем выкладывание сюжета картины, смешивание цветов и оттенков. Рисуем тонкими прозрачными прядками, а объём картины достигаем при помощи светотени, бликов, как в акварельной живописи.
Используемые материалы и инструменты: рамка со стеклом, подложка, шаблон рисунка, разноцветная непряденая шерсть, ножницы, пинцет.
В качестве вдохновляющих образцов для создания работ с детьми мы рекомендуем использовать акварель художницы Виктории Эрнестовны Кирдий. Для читателей, которые решат познакомить ребёнка с техникой «шерстяная акварель», приведём краткий алгоритм этапов работы по созданию шерстяной картины.
Особым детям непросто выкладывать из шерсти мелкие детали, придавать им форму, поэтому, адаптировав шерстяную акварель для совсем маленьких детей и детей с особыми возможностями здоровья, мы предлагаем на основном этапе работы ограничиться созданием фона. А дальнейшую работу над передним планом и деталями упростить и заменить смешанной техникой – по принципу коллажа – вырезать детали из фетра, открыток, фотографий, ткани, фольги, фланели, компакт-дисков, добавлять на передний план гербарий в виде засушенных цветов, растений, использовать готовые фетровые шаблоны.
Раскроем нашим читателям секреты создания коллажа из шерсти для новичков. Для начала распечатайте эскиз будущей картины по размеру багета. Затем выложите фон будущей работы тонкими прядями шерсти. Аккуратно формируйте картину от заднего плана к переднему (сначала фон, затем детали картины).
Повысьте декоративность картины с помощью коллажа (примените гербарий или понравившиеся вырезки из журнала). Для работы выбирайте яркие цвета шерсти, активно смешивайте их между собой. Чтобы детали картины не «поплыли», прикладывайте стекло во время работы. Добавьте объёмность с помощью светотени, бликов, делайте задний план размытым, а передний более ярким и детальным.
Таким образом, объединив техники «шерстяная акварель», «ассамбляж», «коллаж» и используя дополнительные материалы, мы получили универсальное средство для развития творческого потенциала ребёнка в инклюзивном образовании. Полагаем, что это перспективное, невероятно красивое направление для создания ресурса, развития творчества и обретения гармонии. Желаем творческих успехов вам и вашим воспитанникам!
Наталья Разина, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1371 «Крылатское»
г. Москва
Рекомендуем почитать
- Развитие творческой активности детей в театрализованной деятельности
- Станция «Музыкальная»
- Кукла Фулла
- Уборка в доме – часть игры!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии