"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2014
Секреты общения
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении они усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. Очевидно, что наряду общения со сверстниками у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми
В работе с подростками мы отдаём предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст — очень благоприятное время для начала проведения подобной работы.
Вступительное слово
Психолог. Трудно представить себе жизнь без общения. Оно входит в нашу жизнь с рождения и является неотъемлемой частью человеческого в человеке. Потребность в общении есть у всех людей, её неудовлетворение приводит к переживанию одиночества, неуверенности. Вспомните Робинзона Крузо, героя романа Даниэля Дефо. Как тяжело приходилось человеку, оказавшемуся одному на необитаемом острове! Но самым сложным в его жизни там было не отсутствие еды и дома, он вскоре всё это приобрёл, а нехватка общения.
Психолог. Сегодня на занятии мы будем учиться общению, получая полезные знания и умения. Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Ответы детей.) Общение — это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе — своё Я, а ты мне — своё Я.
Психолог. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Психолог в процессе обсуждения подводит ребят к выводу, что общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком, и общению необходимо учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.)
Психолог. Сейчас я расскажу вам одну притчу. Что такое притча? Это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Притча о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотой, не замёрзнуть. Однако вскоре животные почувствовали уколы от игл друг друга, что побудило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение. Так они метались из одной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором с наибольшим удобством могли переносить холод.Психолог. Как вы думаете, почему я начала наше занятие с этой притчи? Как она связана с нашей темой «Общение»?
Дети (С помощью психолога.) Потребность в общении толкает людей друг к другу, но возникающие конфликты, разные мнения заставляют их расходиться.
Психолог. Как вы думаете, какие качества притягивают окружающих? Назовём эти качества магнитиками. Подобно тому, как магнитик притягивает к себе железо, качества-магнитики притягивают к себе людей и помогают в общении. И, напротив, качества-колючки отталкивают окружающих и препятствуют общению. (На доске в два столбика составляются списки качеств-магнитиков (коммуникабельность, доброта, отзывчивость и т.д.) и качеств-колючек (грубость, холодность, замкнутость, эгоизм и т.д.). Дети отвечают на поставленный вопрос.)
Упражнение «Портреты»
Психолог. Как вы думаете, можно ли с первого взгляда распознать качества человека, догадаться о его характере, понять, какой он? Давайте сейчас попробуем проверить, сумеете ли вы, впервые увидев человека и обладая минимумом информации о нём, догадаться о его личностных качествах.Ход упражнения. Класс учащихся делится на две группы. Каждая группа садится вокруг одного стола так, чтобы все учащиеся могли участвовать в обсуждении. Каждой группе даётся фотография человека и задание: посмотреть на фотографию, описать внешность человека и высказать предположения о его характере и личностных особенностях. В каждой группе необходимо выбрать учащегося, который будет записывать характеристики, принятые группой.
Интрига заключается в том, что обе группы получают одинаковую фотографию, но с разными характеристиками на ней: в одном случае это врач-хирург, учёный, в другом — преступник.
Очень важно, чтобы учащиеся работали максимально тихо и не взаимодействовали с учащимися из другой группы. В завершение обсуждения представитель от каждой группы зачитывает те характеристики, которые приняла группа. (В конце обсуждения психолог рассказывает поучительную историю, делает важные наблюдения и выводы.)
Психолог. Очень часто на наше мнение о человеке, особенно о том, которого мы видим в первый раз, оказывает влияние чьё-то мнение, слухи, внешность и т.д. Но подобные ошибки в оценке первого впечатления о человеке допускаем не только мы с вами. В XVIII веке величайшим знатоком человеческой натуры считался цюрихский пастор Иоганн Лафатер. Его взгляды на проявления личности в строении лица весьма уязвимы для критики, хотя история свидетельствует, что ему удавалось составлять удивительно точные и глубокие характеристики по одному лишь портрету незнакомца.
Популярность Лафатера затмевала даже известность королей. Со всей Европы к нему привозили детей, возлюбленных, больных, присылали портреты, маски, слепки. Его боготворили, но и побаивались. Например, знаменитый граф Калиостро, с которым Лафатер мечтал встретиться, уклонялся от этой встречи, опасаясь разоблачения.
Естественно, у знаменитости нашлись и недоброжелатели. Однажды они сумели жестоко подшутить над проницательным пастором. Зная, что Лафатер преклоняется перед гением Руссо, ему прислали якобы портрет французского философа. Рассказывают, что глядя на этот портрет, Лафатер с воодушевлением и трепетом произнес: «Это гений, его глаза, нос — свидетельство ниспосланного природой чуда». Позже выяснилось, что это был портрет убийцы, незадолго до этого повешенного в Парижской тюрьме.
Психолог. Теперь вы знакомы с одной из особенностей восприятия человека человеком — ролью установки на то, каким будет наше мнение о человеке, которого мы видим впервые. Постарайтесь учитывать эту особенность и сохранять оптимистичную гипотезу, то есть думать о человеке хорошо, по крайней мере, до тех пор, пока не узнаете его лучше.
Екатерина Давыдова, педагог-психолог
ГБОУ «Гимназия №586», г. Санкт-Петербург
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии