"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2016
Сам себе системный оператор
Метод ТРИЗ-технологии «Системный оператор» как средство развития творческой инициативы дошкольника
Гуманизация, социализация, индивидуализация – основные принципы, закреплённые в нормативных документах по дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения, согласно ФГОС ДО – воспитание поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей.
Именно технология ТРИЗ – РТВ наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Мой опыт работы показал, что применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.
Я опробовала несколько методов и приёмов, известных в ТРИЗ-технологии, часто применяю их, но особенно мне нравится работать по методу «Системный оператор». Я ставлю перед собой задачу научить детей мыслить большими категориями с помощью «системного оператора», используя таблицы и схемы, развивать представление о строении и этапах развития системы, развивать образное представление творческих потенциалов.
«Системный оператор» – это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему.
Системный оператор позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Он позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у ребёнка навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление. Дети моей группы знают «Волшебный экран» уже почти три года. На первом этапе обучения для детей младшего дошкольного возраста я использовала горизонтальные и вертикальные «трёхэкранки». В средней группе было введено пять экранов. Для детей старшего дошкольного возраста уже доступен самый распространённый вариант – девять экранов.
В младшем дошкольном возрасте я начинала свою работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать, использовать модель «системный лифт». Для анализа я привлекала объекты неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы). Сначала мы рассматривали подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта), а потом уже определяли, в какую надсистему она входит. Я формировала у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от индивидуальных особенностей детей постепенно увеличивала длину цепочки. В младшем возрасте было достаточно двух-трёх вариантов. Для наглядной демонстрации детям я часто использовала паровозик с вагонами.
В среднем дошкольном возрасте я продолжала обучать детей использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о надсистемах и подсистемах объектов живой и неживой природы. Я познакомила детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект). Дети узнали функциональные особенности отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Мы также проводили анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
Детей старшего дошкольного возраста я познакомила с названием технологии «системный оператор». Я использую модель анализа объектов пять и шесть экранов для придумывания сказок и рассказов. Я предлагаю детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта). И мы начинаем работу с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда). Дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться. В старшем дошкольном возрасте мы учимся с детьми соблюдать правильную последовательность, так как она даёт более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Используя в работе с детьми «системный оператор», я не всегда рассматриваю все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.
В ходе работы с использованием метода «системного оператора» я убедилась, что развивается воображение и фантазия, мышление и творческие способности детей; знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию. Методы ТРИЗ позволяют работать на принципах педагогики сотрудничества, ставят детей и педагога в позицию партнёров, стимулируют создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Работа с «системным оператором» формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение, то есть ребёнок получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира.
Гуманизация, социализация, индивидуализация – основные принципы, закреплённые в нормативных документах по дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения, согласно ФГОС ДО – воспитание поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей.
Именно технология ТРИЗ – РТВ наиболее полно позволяет педагогу реализовывать эти важнейшие принципы в доступной и интересной для детей форме: обучение детей способам самостоятельного добывания информации возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Поэтому ТРИЗ можно назвать школой творческой личности. Мой опыт работы показал, что применение элементов ТРИЗ в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем.
Я опробовала несколько методов и приёмов, известных в ТРИЗ-технологии, часто применяю их, но особенно мне нравится работать по методу «Системный оператор». Я ставлю перед собой задачу научить детей мыслить большими категориями с помощью «системного оператора», используя таблицы и схемы, развивать представление о строении и этапах развития системы, развивать образное представление творческих потенциалов.
«Системный оператор» – это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему.
Системный оператор позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Он позволяет провести анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
Регулярное использование приёма «системный оператор» формирует у ребёнка навыки системного анализа, системное многоэкранное мышление. Дети моей группы знают «Волшебный экран» уже почти три года. На первом этапе обучения для детей младшего дошкольного возраста я использовала горизонтальные и вертикальные «трёхэкранки». В средней группе было введено пять экранов. Для детей старшего дошкольного возраста уже доступен самый распространённый вариант – девять экранов.
В младшем дошкольном возрасте я начинала свою работу с развития умений анализировать и обобщать; развивать воображение, знакомить и обучать, использовать модель «системный лифт». Для анализа я привлекала объекты неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы). Сначала мы рассматривали подсистемные признаки, сразу после названия системы (объекта), а потом уже определяли, в какую надсистему она входит. Я формировала у детей представления об изменениях объекта во времени, используя в работе технологические цепочки. В зависимости от индивидуальных особенностей детей постепенно увеличивала длину цепочки. В младшем возрасте было достаточно двух-трёх вариантов. Для наглядной демонстрации детям я часто использовала паровозик с вагонами.
В среднем дошкольном возрасте я продолжала обучать детей использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получение более развернутых знаний о надсистемах и подсистемах объектов живой и неживой природы. Я познакомила детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (с волшебным телевизором, где мы можем рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект). Дети узнали функциональные особенности отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх. Мы также проводили анализ интересующего нас объекта по времени на уровне системы, надсистемы и подсистемы.
Детей старшего дошкольного возраста я познакомила с названием технологии «системный оператор». Я использую модель анализа объектов пять и шесть экранов для придумывания сказок и рассказов. Я предлагаю детям закреплять полученные результаты схематично или в рисунке (особенно будущее объекта). И мы начинаем работу с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда). Дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться. В старшем дошкольном возрасте мы учимся с детьми соблюдать правильную последовательность, так как она даёт более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему. Используя в работе с детьми «системный оператор», я не всегда рассматриваю все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели.
В ходе работы с использованием метода «системного оператора» я убедилась, что развивается воображение и фантазия, мышление и творческие способности детей; знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию. Методы ТРИЗ позволяют работать на принципах педагогики сотрудничества, ставят детей и педагога в позицию партнёров, стимулируют создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Работа с «системным оператором» формирует у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение, то есть ребёнок получает не хаотичные разрозненные знания, а целостную картину мира.
Елена Сайфуллина, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с № 389, г.Челябинск
Рекомендуем почитать
- Зимний гороскоп с улыбкой
- Полностью безлимитный российский хостинг
- Горячая десятка апреля по версии ИгрушкаПоиска
- Путешествие по земле Самарской губернии
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку