"Игры и Игрушки" №6-2013
Русские, татарские, башкирские, удмуртские...
Гостеприимный Узбекистан, солнечная Фергана, изумительной красоты Ташкент! Мы обратились к обычаям и традициям узбекского народа и решили познакомить с ними наших воспитанников. А помогла нам в этом музыка
Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребёнок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремёсел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребёнка.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, посещение музеев экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у детей была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Проведение праздников разных национальностей проживающих в Республике Татарстан, в соответствии с народным календарем с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов Поволжья.
Русский – Масленица,
Татарский – Сабантуй,
Башкирский – Каргатуй,
Чувашский – Нартукан,
Мордовский – Калядан чи,
Марийский – Марийские гуляния,
Удмуртский – Гербер
Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. Организация театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки разных народов Поволжья.
Также одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребёнка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учётом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
В заключение хотелось бы сказать, что для воспитания толерантности есть огромное количество связующих нитей народов разных стран. Педагогам дан уникальный шанс воспитания последующих поколений, влияние на их мировоззрение, и если остаться неравнодушным, можно решить данную проблему положительно, достучаться до детских сердец, пока они не очерствели под влиянием общества.
Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребёнок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремёсел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами.
Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Поэтому именно в этот период важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребёнка.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, посещение музеев экологии и краеведения. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у детей была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Проведение праздников разных национальностей проживающих в Республике Татарстан, в соответствии с народным календарем с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов Поволжья.
Русский – Масленица,
Татарский – Сабантуй,
Башкирский – Каргатуй,
Чувашский – Нартукан,
Мордовский – Калядан чи,
Марийский – Марийские гуляния,
Удмуртский – Гербер
Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок. Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия. Организация театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых сказки разных народов Поволжья.
Также одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребёнка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребёнка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребёнка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей должна проводиться с учётом особенности семьи и семейных взаимоотношений.
Подвижные игры народов Поволжья:
- Русские — «Два Мороза», «Волк во рву», «Солнышко», «Горелки», «Веночек», «Лапта».
- Татарские — «Тюбитейка», «Тимербай», «Зелёный платочек», «Хлопушки», «Займи место».
- Башкирские — «Липкие пеньки», «Юрта», «Стрелок», «Медный пень», «Палка-кидалка».
- Марийские — «Биляша», «Ворона», «Катание мяча».
- Мордовские — «Круговой», «Салки», «Котёл», «Раю-раю».
- Удмуртские — «Охота на лося», «Водяной», «Догонялки», «Игра с платочками».
- Чувашские — «Хищник в море», «Рыбки», «Тили-рам», «Кого вам», «Луна и солнце».
В заключение хотелось бы сказать, что для воспитания толерантности есть огромное количество связующих нитей народов разных стран. Педагогам дан уникальный шанс воспитания последующих поколений, влияние на их мировоззрение, и если остаться неравнодушным, можно решить данную проблему положительно, достучаться до детских сердец, пока они не очерствели под влиянием общества.
Нариса Дышина,
МАДОУ, Детский сад №60 «Иволга»
Рекомендуем почитать
- Проект «Ручные звери»
- Прогнозы и реальность…
- Путешествие по сказке В.Катаева «Цветик-семицветик»
- Алла Романова, главный редактор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку