"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2021
Русские национальные традиции и культура
Методические рекомендации к занятиям, посвящённым изучению культурных традиций на примере настольных игр соответствующей тематики
За спиной человечества целая история – важные события, судьбы людей, года и люди, целые поколения. Хотим мы или нет, думаем ли мы только о сегодняшнем дне или оглядываемся на прошлое, каждый из нас – веточка мощного древа, которое корнями уходит вглубь веков. Мы живём на земле, которая пропитана национальным духом, традициями, культурой, поэтому так важно знать историю своей Родины, родного края и даже своей семьи.
Наши прабабушки жили в далёком девятнадцатом веке! Как часто мы интересуемся их жизнью и особенностью быта: «Как выглядел их дом, во что они одевались?», «Из какой посуды ели?», «Что носили?», «Как и во что играли?». Читая книги о том времени, мы видим много новых слов, которые в современной речи давно не употребляются. Что такое причелина? Епанча? Что это – братина и почему она так называется? История – это не только даты и сведения о великих событиях и деятелях прошлого. Изучать историю – изучать, как раньше жили простые люди.
Как здорово, что современные производители учебно-игровых пособий уделяют внимание этой теме. Так, например, Татьяна Барчан – автор и разработчик обучающих настольных игр создала игровые пособия, которые как нельзя лучше вплетаются в канву занятий данной тематики.
«О чём речь? Этнография» - игра познакомит детей с традиционными русскими обычаями, расскажет о том, как жили наши предки.
Данное игровое пособие имеет широкое использование: это хороший материал для закрепления и повторения пройденной темы на уроках истории и истории культуры, идеальный вариант для подготовки или проведения олимпиад, станет отличным дополнением на открытых уроках, факультативах и дополнительных занятиях, пригодится при подготовке к посещению музея или чтению книг на историческую тему. Кроме того, игра подойдёт для семейного досуга.
Эта игра открывает перед детьми множество новых слов и позволяет существенно расширить словарный запас. Необходимость найти названое понятие на картинке помогает запомнить, как тот или иной предмет выглядел и использовался в жизни людей того времени.
В ходе игры дети рассматривают такие темы, как «Русский народный костюм», «Доспехи русского воина», «Архитектура русского деревянного храма», «Русское жилище. Изба. Печь. Горница. Двор», «Парная баня на Руси», «Крестьянское хозяйство. Гумно», «Русская ярмарка».
В каждой из тем дети познакомятся со множеством новых слов: самоварник, шесток, лампада, полати, рубель, борона, черпак, оглобля, косоворотка, скирда, ложкарь, балаган, кушак, кокошник и многие другие.
Большим преимуществом данного пособия является тот факт, что все слова, участвующие в лото, вводятся и разъясняются в книжке. Поэтому, прежде чем начать игру, нужно внимательно, не торопясь, ознакомиться с ней, обращая внимание на слова, выделенные другим шрифтом, на некоторые другие понятия, относящиеся к заявленной теме. Например, когда ребята начинают тему «Горница», они знакомятся с такими словами, как красный угол, веретено, светец, лампада, ендова, полати, зыбка, укладка. Помимо этого, словарь детей пополнится и другими словами: чистая половина, печной угол, середа – бабий кут, коник, прялка, гребень, кудель, донце, лучина, короб и сундук, кубелы и скрыни. Конечно же, дети попадут в ситуацию, когда какие-то слова понятны и знакомы, а какие-то вызовут недоумение. В любом случае о них необходимо поговорить, читая текст и рассматривая картинки. Если участникам игры будут незнакомы и другие понятия, встречающиеся в тексте книжки, то на их значении тоже следует остановиться.
Игра включает в себя 10 больших игровых полей и 80 маленьких карточек. На каждом игровом поле обозначена одна из тем, о которых мы рассказывали выше. Подготовительный этап работы в игре «О чём речь?» оказывается центральным для проработки материала. После знакомства с книжкой нужно найти новые понятия на картинках, обсудить значения этих слов, обратить внимание на заглавные пословицы и поговорить об их значении, найти в тексте устойчивые выражения, отгадать загадки.
Количество игровых полей позволяет задействовать в игре до 10 человек. Если участников меньше, можно раздать по два поля или задействовать не весь материал сразу. В таком случае перед игрой нужно отобрать определённые карточки. Например, объявить, что сегодня мы поработаем с темой «Русское жилище» (одной этой теме соответствует четыре игровых поля) или с темами «Костюм» и «Доспехи». Данное лото можно использовать на разных уроках в соответствии с изучаемой темой. Если же участников слишком много, можно организовать игру в несколько туров или объединить учеников в команды, каждая из которых будет исследовать одну или две темы. И в этом варианте есть свои преимущества: игра, проведённая за несколько туров, позволит лучше закрепить материал, а командная игра способствует развитию коммуникативных навыков.
Ещё одним положительным и интересным моментом в игре является её принцип построения. Это привычное всем детям лото. Ведущий раздаёт большие картинки, а потом зачитывает слова на маленьких карточках. Тот, кто запомнил слово и нашёл соответствующий предмет на своей картинке, забирает карточку себе и кладёт на соответствующее место на игровом поле. Как и в обычном лото, победителем считается тот, кто первым собрал все «свои» восемь слов. Так как по ходу игры имеет смысл продолжать обсуждение слов (и тем самым закреплять материал), то выбывающим из игры победителям не скучно будет ждать конца тура.
Есть и другой вариант проработки новых понятий: ведущий зачитывает по восемь слов, объединённых темой, играющие должны отгадать, к какой теме они относятся. Тут будут спорные моменты, можно обсудить, к каким ещё темам можно отнести слова, вызвавшие затруднение, предложить обосновать ответ и сгруппировать слова по-новому. Возможно, у игроков появится желание создать новые группы – новые темы. В этом случае имеет смысл отдельно поработать с ними: наполнить их словами, не участвующими в игре, но подходящими по стилю и смыслу. Такое задание можно дать и после игры, когда материал достаточно хорошо усвоен и можно заниматься его систематизацией.
Данная игра – это только начало! После неё дети готовы к восприятию более сложной и разнообразной информации. Сводите детей в музей, где они смогут увидеть предметы русского народного быта, посмотрите соответствующие фильмы, отправьтесь в этнографическую экспедицию. Самое важное, что подобные игры пробуждают у детей интерес, который нужно только развивать и поддерживать!
За спиной человечества целая история – важные события, судьбы людей, года и люди, целые поколения. Хотим мы или нет, думаем ли мы только о сегодняшнем дне или оглядываемся на прошлое, каждый из нас – веточка мощного древа, которое корнями уходит вглубь веков. Мы живём на земле, которая пропитана национальным духом, традициями, культурой, поэтому так важно знать историю своей Родины, родного края и даже своей семьи.
Наши прабабушки жили в далёком девятнадцатом веке! Как часто мы интересуемся их жизнью и особенностью быта: «Как выглядел их дом, во что они одевались?», «Из какой посуды ели?», «Что носили?», «Как и во что играли?». Читая книги о том времени, мы видим много новых слов, которые в современной речи давно не употребляются. Что такое причелина? Епанча? Что это – братина и почему она так называется? История – это не только даты и сведения о великих событиях и деятелях прошлого. Изучать историю – изучать, как раньше жили простые люди.
Как здорово, что современные производители учебно-игровых пособий уделяют внимание этой теме. Так, например, Татьяна Барчан – автор и разработчик обучающих настольных игр создала игровые пособия, которые как нельзя лучше вплетаются в канву занятий данной тематики.
«О чём речь? Этнография» - игра познакомит детей с традиционными русскими обычаями, расскажет о том, как жили наши предки.
Данное игровое пособие имеет широкое использование: это хороший материал для закрепления и повторения пройденной темы на уроках истории и истории культуры, идеальный вариант для подготовки или проведения олимпиад, станет отличным дополнением на открытых уроках, факультативах и дополнительных занятиях, пригодится при подготовке к посещению музея или чтению книг на историческую тему. Кроме того, игра подойдёт для семейного досуга.
Эта игра открывает перед детьми множество новых слов и позволяет существенно расширить словарный запас. Необходимость найти названое понятие на картинке помогает запомнить, как тот или иной предмет выглядел и использовался в жизни людей того времени.
В ходе игры дети рассматривают такие темы, как «Русский народный костюм», «Доспехи русского воина», «Архитектура русского деревянного храма», «Русское жилище. Изба. Печь. Горница. Двор», «Парная баня на Руси», «Крестьянское хозяйство. Гумно», «Русская ярмарка».
В каждой из тем дети познакомятся со множеством новых слов: самоварник, шесток, лампада, полати, рубель, борона, черпак, оглобля, косоворотка, скирда, ложкарь, балаган, кушак, кокошник и многие другие.
Большим преимуществом данного пособия является тот факт, что все слова, участвующие в лото, вводятся и разъясняются в книжке. Поэтому, прежде чем начать игру, нужно внимательно, не торопясь, ознакомиться с ней, обращая внимание на слова, выделенные другим шрифтом, на некоторые другие понятия, относящиеся к заявленной теме. Например, когда ребята начинают тему «Горница», они знакомятся с такими словами, как красный угол, веретено, светец, лампада, ендова, полати, зыбка, укладка. Помимо этого, словарь детей пополнится и другими словами: чистая половина, печной угол, середа – бабий кут, коник, прялка, гребень, кудель, донце, лучина, короб и сундук, кубелы и скрыни. Конечно же, дети попадут в ситуацию, когда какие-то слова понятны и знакомы, а какие-то вызовут недоумение. В любом случае о них необходимо поговорить, читая текст и рассматривая картинки. Если участникам игры будут незнакомы и другие понятия, встречающиеся в тексте книжки, то на их значении тоже следует остановиться.
Игра включает в себя 10 больших игровых полей и 80 маленьких карточек. На каждом игровом поле обозначена одна из тем, о которых мы рассказывали выше. Подготовительный этап работы в игре «О чём речь?» оказывается центральным для проработки материала. После знакомства с книжкой нужно найти новые понятия на картинках, обсудить значения этих слов, обратить внимание на заглавные пословицы и поговорить об их значении, найти в тексте устойчивые выражения, отгадать загадки.
Количество игровых полей позволяет задействовать в игре до 10 человек. Если участников меньше, можно раздать по два поля или задействовать не весь материал сразу. В таком случае перед игрой нужно отобрать определённые карточки. Например, объявить, что сегодня мы поработаем с темой «Русское жилище» (одной этой теме соответствует четыре игровых поля) или с темами «Костюм» и «Доспехи». Данное лото можно использовать на разных уроках в соответствии с изучаемой темой. Если же участников слишком много, можно организовать игру в несколько туров или объединить учеников в команды, каждая из которых будет исследовать одну или две темы. И в этом варианте есть свои преимущества: игра, проведённая за несколько туров, позволит лучше закрепить материал, а командная игра способствует развитию коммуникативных навыков.
Ещё одним положительным и интересным моментом в игре является её принцип построения. Это привычное всем детям лото. Ведущий раздаёт большие картинки, а потом зачитывает слова на маленьких карточках. Тот, кто запомнил слово и нашёл соответствующий предмет на своей картинке, забирает карточку себе и кладёт на соответствующее место на игровом поле. Как и в обычном лото, победителем считается тот, кто первым собрал все «свои» восемь слов. Так как по ходу игры имеет смысл продолжать обсуждение слов (и тем самым закреплять материал), то выбывающим из игры победителям не скучно будет ждать конца тура.
Есть и другой вариант проработки новых понятий: ведущий зачитывает по восемь слов, объединённых темой, играющие должны отгадать, к какой теме они относятся. Тут будут спорные моменты, можно обсудить, к каким ещё темам можно отнести слова, вызвавшие затруднение, предложить обосновать ответ и сгруппировать слова по-новому. Возможно, у игроков появится желание создать новые группы – новые темы. В этом случае имеет смысл отдельно поработать с ними: наполнить их словами, не участвующими в игре, но подходящими по стилю и смыслу. Такое задание можно дать и после игры, когда материал достаточно хорошо усвоен и можно заниматься его систематизацией.
Данная игра – это только начало! После неё дети готовы к восприятию более сложной и разнообразной информации. Сводите детей в музей, где они смогут увидеть предметы русского народного быта, посмотрите соответствующие фильмы, отправьтесь в этнографическую экспедицию. Самое важное, что подобные игры пробуждают у детей интерес, который нужно только развивать и поддерживать!
Дарья Маркова,
кандидат филологических наук
Рекомендуем почитать
- В ожидании новогодних чудес
- Анимационная деятельность в работе с дошкольниками
- Большой праздник для большой семьи!
- Выставка «Детство 2017»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку