"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2019
Роль предметно-развивающей среды в развитии навыков детского экспериментирования
Для формирования верной картины мироздания на занятиях по экологическому воспитанию я совместно с детьми пытаюсь найти ответы, проникнуть в суть предметов и явлений, понять невидимые связи живой и неживой природы.
Детям очень важно исследовать окружающий мир, поэтому занятия по экспериментированию вызывают особый интерес. Обычно исследование длится 20-30 минут, если опыт не отсрочен во времени, 1-2 раза в неделю. Все эксперименты провожу в группах не более 10-ти человек, чтобы у детей было достаточно времени и места для самостоятельной исследовательской деятельности.
В нашем детском саду есть кабинет, где находится всё самое необходимое для развития навыков детского экспериментирования. Залог успеха любого исследования – это подготовленность педагога (все опыты проделаны мною самостоятельно, безопасны) и, конечно же, – предметно-развивающая среда: разнообразный материал для самостоятельного экспериментирования и демонстрационных опытов, специальное оборудование.
Исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте позволяет осознать поставленную цель, использовать различные способы решения задач, предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте, искать различные средства достижения цели, «увидеть» превращения в окружающем мире.
Старшие дошкольники в процессе экспериментирования способны самостоятельно выявить проблему, искать нужное решение в том числе и с дозированной помощью педагога, выбирать из различных способов наиболее подходящий и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты, применять символическое моделирование.
Рассмотрим на конкретной серии экспериментов, как можно использовать разнообразие предметно-развивающей среды. Дошкольники очень любят представлять себя взрослыми. Я предлагаю им «взрослую» работу учёных с использованием окружающих предметов для исследования. Итак, поговорим про магниты.
Тема «Магнетизм» интересна и таинственна, она отвечает на детские научные вопросы: «Почему всё падает на Землю?», «Почему к магниту липнут железки?», «Как найти Фиксика»?».
Включает в себя серию экспериментов для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
Наше оборудование:
- Магниты различной силы и формы с промаркированными полюсами.
- Магнитные игры.
- Декоративные магниты.
- Подставка с магнитными кольцами.
- Машинки для размещения магнитных колец.
- Различные мелкие предметы с содержанием железа (скрепки, монеты, ключи, ножницы, столовые приборы, винтики и прочее).
- Другие материалы: ткань, кусочки дерева, бумага, картон.
В зависимости от цели и возрастных особенностей детей использую следующие темы для исследований:
- Волшебная рукавичка.
- Одежда для магнита. Какого цвета магнит?
- Действует ли магнит через препятствия.
- Не все металлы притягиваются одинаково. (На поиски Фиксика!)
- Магнитные свойства можно передать обычному железу.
- Живое колечко.
- Куда поедет машинка?
- Земля самый большой магнит (как работает компас) и другие.
Материал: магнит (по одному на каждого ребёнка); всё, что находится в кабинете и мелкие предметы с содержанием железа, находящиеся в доступе детей.
Что мы делаем: Конечно, дети знают о действии магнитов, но не вполне понимают, что это такое. Только, взяв в руки магнит, они начинают думать, что можно с ним сделать. Раз, и магниты сидящих рядом детей «прилипли» друг к другу… «Это магнит», - объясняет Саша. А теперь размышляем, что это за штуки такие – магниты. Катя знает, что у них на кухне магнит приклеен к холодильнику, Люба вспомнила о магнитной игре. Серёжа о магнитах держателях на доске в группе. Итак, вперёд исследовать помещение! К поверхности стола магнит не прилип, зато к ножке очень даже крепко приклеился. Дети трогают руками поверхность и ножку стола. Столешница на ощупь тёплая, а ножка стола холодная. Делают вывод, что они сделаны из различных материалов.
Продолжаем исследование. К магниту Люды прилипли ножницы, Петя обнаружил металлический шарик и скрепки. Исследуем эти предметы они блестящие и холодные на ощупь. Из какого материала сделаны «прилипучие» предметы? (Из железа!) Да, это верно. Железо блестящее и холодное на ощупь. Дети ищут дальше. Магнит Артёма приклеился к резиновой ножке столика для воды. Действительно, давайте исследуем вместе. Снимаем резиновый наконечник с ножки столика. Магнит падает, увы… Артём снова надевает наконечник на ножку столика и теперь магнит снова держится на ней. Как такое может быть? Серёжа предполагает, что магнит держится на железе ножки. Он такой сильный, что действует через резину. Правильно. Теперь я прицепляю свой магнит к скрытому в стуле металлическому болту: «Мой магнит притягивает дерево». Дети удивляются, когда их магниты падают, но быстро соображают, что в их стульях есть болты. На металлических болтах магниты повисают. Теперь дети обнаруживают батарею отопления. Она покрашена в белый цвет и тёплая, но магнит приклеился к ней. «Железо можно спрятать за цветной краской и нагреть. Но магнит всё равно будет держаться на этом предмете».
Домашнее задание. Что сделано из железа?
Что мы делаем: Каждому ребёнку разрешается взять по маленькому магнитику с собой, чтобы исследовать, какие предметы в детском саду или дома (по желанию) состоят из железа. На примере вышеописанного эксперимента можно понять, как важно поощрять познавательную активность детей и совместно, проводя увлекательные исследования, добираться до сути. Развитые навыки детского экспериментирования помогают ребёнку, прирожденному исследователю, одарённому любознательностью, просто и естественно получить прочные знания об окружающем мире.
Юлия Писарик, учитель-эколог ДО
АНО «Павловская гимназия»,
деревня Веледниково, МО
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии