"Игры и Игрушки" №5-2014
Родителям об игрушках
Сегодня психолог, специалист по раннему развитию, автор методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста Ирина Шаляпина отвечает на самые распространённые вопросы родителей об играх и игрушках. Берите полезные советы себе на заметку
— Какова роль игрушки в жизни ребёнка?
— У детских игрушек две основные функции — развивать и приносить радость. Ведь во время игры ребёнок одновременно развлекается и приобретает новые умения. Однако мало просто купить игрушку, задача родителей — научить ребёнка играть с ней. Принесли малышу новую машинку, покажите как пользоваться ею. Покатайте грузовичок по полу и с горки, нагрузите в кузов кубиков, поставьте его в гараж. Малышу понравится такая игра, и он обязательно попробует её повторить.
— Многие родители волнуются, что дети не играют в игрушки. В чём причина такого поведения?
— Причин несколько. Во-первых, у современных детей слишком много игрушек, а, следовательно, они теперь не являются ценностью. Во-вторых, отсутствует передача игровой культуры между поколениями — взрослые тоже перестали играть с детьми. В-третьих, дети в городах мало общаются между собой и не учатся друг у друга дворовым играм. Наконец, масса предлагаемых игрушек — мягко говоря «неправильные».
— Какие критерии необходимо учитывать родителям при выборе детских игрушек?
— Увы, чаще всего, поход родителей в магазин за игрушками напоминает стихийное бедствие. Взрослые, стараясь угодить ребёнку, покупают первое, на что он укажет, либо ориентируются исключительно на цену и привлекательный внешний вид. В результате детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда вредными!) игрушками. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а значит и на эффективности развития ребёнка. Выбирая игрушку, следует учитывать не только красивое оформление и санитарно-гигиенические нормы, но и возможный психологический эффект, её развивающий потенциал.
— Как отличить хорошую игрушку от бесполезной?
— Прежде всего, игрушка должна вызывать желание играть с ней, или как специалисты говорят: стимулировать познавательную активность. То есть быть такой, чтобы ребёнок мог собирать и разбирать её, передвигать различные части, извлекать звуки и так далее. Второй признак хорошей игрушки — простота и доступность. Обилие деталей и разнообразие функций, отвлекают и рассеивают внимание малыша, из-за чего ему труднее сосредоточиться на решении основной игровой задачи, сложнее — запомнить и усвоить новую информацию. В этом отношении, вместо одной супер-игрушки лучше предложить ребенку два-три разных, понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Возможность самостоятельного использования — ещё одно важнейшее требование. Необходимо, чтобы уровень сложности игрушки соответствовал навыкам и умениям ребёнка. Если малыш не в состоянии справиться с игрушкой без помощи взрослого, он довольно быстро потеряет к ней интерес.
— Сколько игрушек нужно ребёнку?
— Тут всё просто: чем меньше, тем лучше. Если какой-то игрушки не хватает для игры, ребёнок замещает её подручными материалами, это стимулирует воображение. Моя бабушка рассказывала, что в её раннем детстве, которое пришлось на 20-е годы прошлого столетия, вместо игрушек был небольшой кусочек ткани. Она, сворачивая его разными способами, разыгрывала целые сюжеты. Тряпочка была и зайчиком, и птичкой, и девочкой, и бантиком. Недостаток игрушек не так страшен, как их переизбыток.
— И все же, наверное, существует какой-то необходимый минимум игрушек?
— Хорошо, если помимо машинок, зайчиков и кукол, у ребёнка будут игрушки для купания, прогулки, игр на воде и в песке. Особенно важны игрушки для подвижных игр: мячи, обручи, велосипеды, самокаты. К тому же все дети без исключения любят играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин» и для этого им потребуется хотя бы минимальный соответствующий реквизит: аптечка, детская посудка, муляжи продуктов. Главное, чтобы игрушки были разнообразными, развивали способности, побуждали к игре и нравились самому ребёнку.
— Стоит ли беспокоиться, если мальчики проявляют интерес к куклам, а девочки — к машинкам?
— Родители зачастую считают, что мальчикам и девочкам нужны разные игрушки. Не стоит ограничивать круг интересов мальчика одними машинками. Ведь кукла — игрушка чрезвычайно полезная. По сути — это прямая проекция личности малыша, своего рода второе «я». Он проделывает с ней то же самое, что и его родители с ним: кормит, купает, укладывает спать. Кроме того, настоящий мужчина — это не только воин и добытчик, но и заботливый отец, и нежный муж. А разве можно научиться этому в окружении лишь бульдозеров и танков.
— Часто детские игры заканчиваются беспорядком в комнате. Как научить ребёнка бережно хранить свои игрушки?
— Игрушки, сваленные в один ящик, — это плохо. Идеально, когда в комнате малыша присутствует игровая зона и все игрушки «живут» именно там. Оптимально для этой цели использовать стеллаж с неглубокими, открытыми полочками. Если сразу приучать ребёнка, что у каждой игрушки есть свой «домик», в который она должна вернуться по окончании игры, рано или поздно он начнет всё убирать сам, и вам не придется вечно перешагивать через раскиданные по полу кубики и машинки.
— Какова роль игрушки в жизни ребёнка?
— У детских игрушек две основные функции — развивать и приносить радость. Ведь во время игры ребёнок одновременно развлекается и приобретает новые умения. Однако мало просто купить игрушку, задача родителей — научить ребёнка играть с ней. Принесли малышу новую машинку, покажите как пользоваться ею. Покатайте грузовичок по полу и с горки, нагрузите в кузов кубиков, поставьте его в гараж. Малышу понравится такая игра, и он обязательно попробует её повторить.
— Многие родители волнуются, что дети не играют в игрушки. В чём причина такого поведения?
— Причин несколько. Во-первых, у современных детей слишком много игрушек, а, следовательно, они теперь не являются ценностью. Во-вторых, отсутствует передача игровой культуры между поколениями — взрослые тоже перестали играть с детьми. В-третьих, дети в городах мало общаются между собой и не учатся друг у друга дворовым играм. Наконец, масса предлагаемых игрушек — мягко говоря «неправильные».
— Какие критерии необходимо учитывать родителям при выборе детских игрушек?
— Увы, чаще всего, поход родителей в магазин за игрушками напоминает стихийное бедствие. Взрослые, стараясь угодить ребёнку, покупают первое, на что он укажет, либо ориентируются исключительно на цену и привлекательный внешний вид. В результате детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными (а иногда вредными!) игрушками. Такая ситуация весьма негативно отражается на качестве детской игры, а значит и на эффективности развития ребёнка. Выбирая игрушку, следует учитывать не только красивое оформление и санитарно-гигиенические нормы, но и возможный психологический эффект, её развивающий потенциал.
— Как отличить хорошую игрушку от бесполезной?
— Прежде всего, игрушка должна вызывать желание играть с ней, или как специалисты говорят: стимулировать познавательную активность. То есть быть такой, чтобы ребёнок мог собирать и разбирать её, передвигать различные части, извлекать звуки и так далее. Второй признак хорошей игрушки — простота и доступность. Обилие деталей и разнообразие функций, отвлекают и рассеивают внимание малыша, из-за чего ему труднее сосредоточиться на решении основной игровой задачи, сложнее — запомнить и усвоить новую информацию. В этом отношении, вместо одной супер-игрушки лучше предложить ребенку два-три разных, понятных по своему назначению и способу действия предмета.
Возможность самостоятельного использования — ещё одно важнейшее требование. Необходимо, чтобы уровень сложности игрушки соответствовал навыкам и умениям ребёнка. Если малыш не в состоянии справиться с игрушкой без помощи взрослого, он довольно быстро потеряет к ней интерес.
— Сколько игрушек нужно ребёнку?
— Тут всё просто: чем меньше, тем лучше. Если какой-то игрушки не хватает для игры, ребёнок замещает её подручными материалами, это стимулирует воображение. Моя бабушка рассказывала, что в её раннем детстве, которое пришлось на 20-е годы прошлого столетия, вместо игрушек был небольшой кусочек ткани. Она, сворачивая его разными способами, разыгрывала целые сюжеты. Тряпочка была и зайчиком, и птичкой, и девочкой, и бантиком. Недостаток игрушек не так страшен, как их переизбыток.
— И все же, наверное, существует какой-то необходимый минимум игрушек?
— Хорошо, если помимо машинок, зайчиков и кукол, у ребёнка будут игрушки для купания, прогулки, игр на воде и в песке. Особенно важны игрушки для подвижных игр: мячи, обручи, велосипеды, самокаты. К тому же все дети без исключения любят играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин» и для этого им потребуется хотя бы минимальный соответствующий реквизит: аптечка, детская посудка, муляжи продуктов. Главное, чтобы игрушки были разнообразными, развивали способности, побуждали к игре и нравились самому ребёнку.
— Стоит ли беспокоиться, если мальчики проявляют интерес к куклам, а девочки — к машинкам?
— Родители зачастую считают, что мальчикам и девочкам нужны разные игрушки. Не стоит ограничивать круг интересов мальчика одними машинками. Ведь кукла — игрушка чрезвычайно полезная. По сути — это прямая проекция личности малыша, своего рода второе «я». Он проделывает с ней то же самое, что и его родители с ним: кормит, купает, укладывает спать. Кроме того, настоящий мужчина — это не только воин и добытчик, но и заботливый отец, и нежный муж. А разве можно научиться этому в окружении лишь бульдозеров и танков.
— Часто детские игры заканчиваются беспорядком в комнате. Как научить ребёнка бережно хранить свои игрушки?
— Игрушки, сваленные в один ящик, — это плохо. Идеально, когда в комнате малыша присутствует игровая зона и все игрушки «живут» именно там. Оптимально для этой цели использовать стеллаж с неглубокими, открытыми полочками. Если сразу приучать ребёнка, что у каждой игрушки есть свой «домик», в который она должна вернуться по окончании игры, рано или поздно он начнет всё убирать сам, и вам не придется вечно перешагивать через раскиданные по полу кубики и машинки.
Беседу вела Е.Ушакова, выпускающий редактор
Рекомендуем почитать
- Взлёт дронов
- 3D мираскоп (3D illusion maker)
- Стихи и сказки для детей!
- Лайфхаки: как не забыть за лето школьную программу
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку