"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Рисование-экспериментирование «Мы рисуем море»
Нетрадиционные техники рисования мы рассматриваем как волшебное средство от неуверенности детей в собственных возможностях и считаем её следствием ограничения новых ощущений и эмоций из-за недоступности разнообразных материалов и средств изобразительного искусства. Если педагогу удаётся научить дошкольников изображению одних и тех же объёктов окружающего мира во множестве вариантов разными средствами с использованием доступных, но не слишком лёгких или уже хорошо знакомых техник, то это позволяет решать задачи развития тактильных ощущений, координации движений и мелкой моторики пальцев рук, совершенствования техник исполнения рисунка; расширения общего кругозора, эстетических представлений и знаний о художественных материалах, развития воображения и фантазии; обогащения словаря.
Хотим рассказать о том, как мы с детьми рисовали море в разных его состояниях, экспериментируя с красками и другими материалами. Изображая море, дошкольники слушали, как оно бурлит; создавали цветную пену. Они ощущали руками соль, посыпая ею рисунок, и наблюдали, как причудливо она разъедает краску, сверкает и переливается гранями кристалликов. Используя разные цвета акварели, дети подбирали для разного состояния моря свою палитру цветов. Они узнали, что море можно рисовать с помощью верёвочки, мыльной пены, а также прятать и затем проявлять волны с помощью воска.
Дети были увлечены необычным рисованием и удивлены тем, что способов изображения моря очень много. НОД такого рода мы организовывали циклами и успевали познакомить дошкольников в течение одной недели с несколькими изобразительными техниками. В зависимости от техники рисования дети рисовали подгруппами или фронтально, иногда мы объединяли детей в пары. Все использованные изобразительные материалы и инструменты позже были доступны дошкольникам в уголке творчества, поэтому закреплять новые навыки изображения можно было и в свободной творческой деятельности. Результаты изобразительной деятельности вызывали у детей только положительные эмоции, они испытывали радость от своего творчества и стремились узнать новые возможности передачи в своих рисунках красоты моря.
Представим читателям изобразительные техники и художественные материалы, которые мы использовали с детьми при рисовании моря спокойного, бушующего, волнующегося, бурлящего, сверкающего на солнце и другого.
Солёное море в технике «по-сырому»
Материал: акварельная бумага, акварель, губка, широкая беличья кисть, крупная соль, вода.Исполнение. Смачиваем лист бумаги, словно он окунулся в морскую пучину. Капаем на него акварель цвета волны и добавляем в солёное море поваренной соли.
Море, похожее на кудрявого барашка
Материал: акварель сине-зелёных оттенков, широкая беличья кисть, альбомный лист бумаги, вода.Исполнение. Рисуем дуги-волны концом кисти и плашмя, чередуя при этом цвета сине-зелёных оттенков, и заполняем ими весь лист бумаги.
Волны, похожие на гребни
Материал: акварельные краски, бумага, широкая беличья кисть, вода.Исполнение. Рисуем волнистые линии в шахматном порядке. Под ними примакиваем кисть горизонтально, чтобы волны стали похожи на гребни.
Волны спрятались
Материал: акварельные краски, масляная пастель белого цвета, широкая кисть, губка, вода, бумага.Исполнение. Рисуем волнистые линии белой масляной пастелью по всему листу и затем смачиваем бумагу влажной губкой. Затем покрываем лист бумаги акварелью цвета моря, проявляя «спрятанные волны».
Рисуем пластилином
Материал: белый плотный картон, мягкий эластичный пластилин синего, серого, зелёного и фиолетового цветов.Исполнение. Изображаем спокойное море пластилиновыми мазками в форме дуги, чередуя цвета пластилина.
Рисование верёвочкой
Материал: пластмассовая трубочка, отрезок тонкой верёвки, широкая щетинная кисть, гуашь синего и изумрудного цветов, бумага, влажные салфетки.Исполнение. Наматываем верёвочку на трубочку и покрываем её краской с помощью кисти. Затем прокатываем трубочку с верёвкой по листу и получаем отпечаток в виде причудливых ажурных волн.
Огромная волна, цунами
Материал: гуашь, кисть щетинная, верёвочный жгут, бумага, влажные салфетки.Исполнение. Покрываем жгут краской и вкладываем его в сложенный пополам лист бумаги так, чтобы конец жгута выглядывал из бумаги и его можно было взять пальцами. Затем прижимаем лист ладонями и вытягиваем жгут за конец. Получается отпечаток, похожий на огромную волну.
Море в технике «граттаж»
Материал: свеча восковая или восковые мелки, белый картон, мыло, вода, гуашь, кисть щетинная, стека.Исполнение. Покрываем лист бумаги воском, затем обезжириваем мыльной пеной, покрываем краской, высушиваем и процарапываем волны стекой.
Можно нарисовать морскую пучину восковыми мелками плашмя и процарапать узор морских волн.
Морская пена
Материал: мыльный раствор, гуашь, трубочка от сока, бумага.Исполнение. Делаем мыльный раствор, добавляем в него краски, дуем в трубочку так, чтобы образовалась пена. Кладём лист бумаги сверху пены и отпечатываем её на листе, переворачиваем лист.
Можно продолжать наше путешествие по волнам с красками и кистями бесконечно, всё зависит от фантазии. Желаем всем интересных открытий!
Наталья Гринько, воспитатель
Ольга Никифорова, ст. воспитатель
МБДОУ № 59 г. Салавата,
Республика Башкортостан
Рекомендуем почитать
- Развивающие шнуровки «Времена года»
- Письма читателей
- Соблюдай безопасные правила поведения на дорогах
- Чудо-глина, лёгкая и мягкая
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии