"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2016
Решаем задачи с Матроскиным
Цель: развитие способности детей к решению составных задач на все изученные виды зависимостей между величинами.
Задачи:
- систематизировать знания детей об алгоритмах решения простых задач и о методах поиска алгоритмов решения составных задач;
- формировать умение анализировать задачи, объяснять ход решения, строить план решения задачи;
- прививать любовь к окружающей среде.
Для учителя: проектор + презентация, наглядный материал для доски, учебник.
Для учащихся: учебник, тетрадь.
Ход занятия
Учитель: Ребята, с древнейших времён особым уважением у народов пользовалось умение решать арифметические задачи. Благодаря этому умению, люди могли отвечать на многие жизненно важные практические вопросы. Но овладеть искусством решения задач непросто. Разнообразие задач и способов их решения часто представляется бушующим океаном, в котором только случай может помочь маленькому беззащитному судну найти верный курс. Между тем есть верный компас и надёжные инструменты решения задач, которые помогут преодолеть все препятствия каждому, кто научится ими пользоваться.Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по этому бушующему океану. Ребята, а что нам необходимо, чтобы отправиться в путешествие?
Ученики: Корабль, капитан.
Учитель: Тогда давайте его составим! (Повторение геометрического материала. Два ученика на доске из геометрических фигур составляют корабль, после чего все дети считают, сколько в нём треугольников, четырёхугольников.)
Учитель: Смотрите, ребята вот наша карта океана, и всё на ней перепутано… (На доске перепутанные пункты алгоритма решения задачи: схема, решение, выражение, ответ, проверка. Ученик ставит всё по порядку. В это время проводится устный счёт для всего оставшегося класса.)
Учитель: Перед нами необычный капитанский штурвал. А необычен он тем, что в нём зашифровано слово. Расшифровать надо с помощью примеров.
М (549 – 325 = ?)
А (323 + 67 = ?)
Т (350 : 5 = ?)
Р (134 × 2 = ?)
О (600 : 3 = ?)
С (307 × 3 = ?)
К (700 – 364 = ?)
И (457 + 27 = ?)
Н (840 – 70 = ?)
Учитель: Ребята, вы справились с этой непростой задачей. Какое же слово было зашифровано в капитанском штурвале?
Ученики: Матроскин.
Учитель: Правильно! Теперь под командованием кота Матроскина мы отправляемся в путешествие на нашем корабле. Ребята, а какие виды задач вы знаете?
Ученики: Простые и составные.
Учитель: А чем они отличаются?
Учитель: Составные задачи представляют собой цепочки простых задач. Чтобы выстроить их, надо проделать мысленное путешествие от вопроса задачи к данным в условии величинам или наоборот.
Учитель: Вот такое мысленное путешествие мы сейчас с вами и проделаем!
Учитель: А совершить нам его поможет верный друг Матроскина – Шарик. Он вам задал две задачи, которые вы должны решить:
1 вариант: Расстояние между Москвой и Минском 720 км. Сколько времени потребуется, чтобы проехать на автомобиле из Москвы в Минск и вернуться обратно, если скорость движения автомобиля из Москвы в Минск равна 80 км/ч, а в противоположном направлении – на 10 км/ч больше?
2 вариант: В магазин привезли 120 кг яблок, груш – в 2 раза меньше, чем яблок, а персиков – на 12 кг больше, чем груш. Сколько всего килограммов яблок, груш и персиков привезли в магазин?
Учитель: Какие виды кратких записей вы использовали?
Ученики: Таблица и схема.
Учитель: А какие ещё вы знаете виды кратких записей?
Ученики: Табличная, словесная, графическая, схематическая, диаграмма, построение древа возможностей.
Учитель (работа с презентацией): Ребята, давайте попробуем построить древо возможностей: сколькими способами мы можем одеть Матроскина, имея 1 бескозырку, 2 вида тельняшки, 3 вида шорт.
Учитель: А как вы думаете, всегда ли при решении задачи достаточно одного вида краткой записи? Давайте проверим это и решим задачу: В одном куске 12 м ткани, а во втором – 8 м такой же ткани. Первый кусок дороже, чем второй, на 320 руб. Сколько стоит каждый кусок?
Учитель: А какие виды записи решения задач вы знаете?
Ученики: Выражением, по действиям.
Учитель: Можно ли записать решение задачи с помощью уравнения? Давайте составим уравнение к следующей задаче: Лесникам привезли 50 саженцев. Несколько из них они продали своим партнёрам. Остальные посадили в 9 рядов по 4 саженца в каждый ряд. Сколько саженцев они продали?
Рассуждение: Пусть они икс саженцев продали, по условию 9 × 4 саженцев посадили. Так как всего привезли 50 саженцев, то получим уравнение:
Х + 9 × 4 = 50
Х = 50 – 9 × 4
Х = 14
Учитель: На нашем корабле настало время физкультминутки.
Море волнуется – раз! (Шаг на месте.)
Море волнуется – два! (Наклоны туловища влево-вправо.)
Море волнуется – три! (Повороты туловища влево-вправо.)
Морская фигура, замри! (Присед.)
Учитель: Как можно записать решение следующей задачи?
На острове 30 обезьян. У каждой есть домашний питомец. Из них у 20 обезьян – кошка, у 15 – собака. У скольких обезьян есть и кошка и собака? Сколько обезьян не имеют кошек?
Учитель: Посмотрите на доску. Множество А – животные, множество В – люди, множество С – растения, множество К – природа. Что обозначает данная диаграмма? О чём вам хочет напомнить данный человечек?
Учитель: М.М.Пришвин писал в одном и своих произведений: «Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей.)
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие с Матроскиным. Давайте, ребята, вспомним, что нового мы узнали сегодня на уроке? (Какие бывают задачи, виды краткой записи, виды записей решения задачи.) Что было интересным на уроке? А что было трудным и непонятным?
Марина Фурзикова, учитель начальных классов,
МБОУ «Гимназия № 14», г.Йошкар-Ола
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии