"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2021
Речевой ветерок
Выделяют два вида дыхания: физиологическое (обычное дыхание) и речевое (дыхание, которое участвует в организации нашей речи). Они отличаются тем, что при физиологическом дыхании мы совершаем короткий вдох, затем короткий выдох. А во время речевого дыхания мы делаем короткий вдох и длительный выдох.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабость силы и длительности речевого выдоха. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо, не чётко соблюдают паузы и плавность речи, интонационная выразительность обычно отсутствует, возникает затруднение в произнесении длинных фраз. Формирование речевого дыхания предполагает выработку сильной воздушной струи. Поэтому работа над развитием речевого дыхания является одним из наиболее важных этапов коррекционной работы.
Для выработки правильного речевого дыхания необходимо:
- сформировать умение пользоваться направленной воздушной струёй;
- сформировать умение регулировать силу выдоха;
- развить способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных и согласных звуков, звукоподражаний, слогов, слов;
- развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению простого, но очень интересного тренажёра для развития речевого дыхания «Речевой ветерок».
Цель пособия: формирование у детей правильного дыхания.
Оборудование: клей, ножницы, цветная бумага, плотная светлая бумага формата А6, цветные картинки.
Ход деятельности
- Сначала необходимо взять плотную светлую бумагу формата А6.
- Затем заранее заготовленную цветную картинку приклеиваем в центре по нижнему краю этой бумаги.
- С помощью ножниц делаем надрезы полосками шириной в 1 см (на цветной бумаге), получается «ширмочка» для нашей картинки.
- «Ширмочку» приклеиваем по верхней линии и боковым (слева и справа) сторонам.
Тренажёр «Речевой ветерок» очень эффективен, он не вызывает затруднений при его выполнении и нравится детям. Можно изготовить такие тренажёры с учётом автоматизируемых звуков либо изучаемых лексических тем. Детям интересно рассматривать цветные картинки и при этом выполнять игровые задания. Например, «Кто спрятался от нас за волшебными занавесками?», «Подуй на «ширмочку» и придумай нам загадку о том, кого (или что) ты увидел?»
Тренажёр для развития речевого дыхания «Речевой ветерок» способствует развитию дифференцированного дыхания, более длинному, плавному и ровному выдоху, активизирует губные мышцы, что помогает добиться положительных результатов в процессе исправления речи детей. К тому же помогает сделать нашу работу нескучной и повышает мотивацию у дошкольников. А для разнообразия мы используем другие игры на развитие речевого дыхания.
Игра «Немое кино»
Педагог показывает движением рта артикуляцию гласного звука. Дети должны разгадать, какой это гласный звук, и на выдохе длительно его пропеть. Начинать надо с одного гласного звука и постепенно наращивать их количество. Например: «а-а-а-а…», «ау-ау-ау…», «ауи-ауи-ауи…».Игра «Дровосек»
Дети стоят шеренгой на безопасном друг от друга расстоянии. Необходимо сымитировать дровосека, который рубит дрова. Руки, сцепленные в замок, поднять вверх над головой и сделать вдох, затем наклониться, будто опускаешь «тяжёлый топор», и на длительном выдохе произнести – «ух».Игра «Вьюга»
Детям надо изобразить, как воет вьюга – «у-у-у», свистит ветер – «с-с-с», гнёт деревья ветер – «ш-ш-ш». Затем наступило затишье. После затишья повторить тоже самое, но немного тише, и в третий раз ещё тише, плавно переходя на шёпот.Игра «Ворона»
Эту игру мы обычно проводим с детьми, когда они стоят в две шеренги лицом друг к другу. Необходимо медленно поднимать руки, произнося «ка-а-р!» После этого дети перелетают из одной шеренги в другую, меняясь местами.Игра «Дудочка»
Необходимо высунуть изо рта кончик языка, направив его прямо, и дуть на горлышко маленькой (желательно стеклянной) бутылочки. Язык при этом её не касается. Бутылочка должна засвистеть, как дудочка. А ещё будет интересно, когда в это время ребёнок по возможности быстро двигает бутылочку влево-вправо. Получается музыкальная дудочка. Дети очень радуются! Со старшими ребятами проводим эту игру на мотив какой-нибудь любимой песни. Мы называем это «музыкальной бригадой». И польза, и удовольствие!Игра «Футбол»
Надо соорудить из кубиков ворота для футбольного поля. Маленький шарик заменит футбольный мяч. Дети по команде педагога дуют через коктейльную трубочку на «мяч», стараясь загнать «мяч» в ворота соперника. При этом педагог ведёт подсчёт голов. Побеждает ребёнок, набравший наибольшее количество забитых «мячей» в ворота.Игра «Повороты»
Покачивать головой в темпе марша, как неваляшка влево-вправо и при этом мысленно воображать, что мы принюхиваемся, где пахнет. (Нюхаем воздух.)Формируйте у ваших детей правильное дыхание! Ведь правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.
Лариса Голубина, учитель-логопед,
Лилия Монако, воспитатель,
Наталья Солодкова, воспитатель,
МАДОУ Д/с № 2, г.о. Балашиха, МО
Рекомендуем почитать
- Зачем играть в преступников?
- Игровая технология «Сказочные лабиринты игры»
- Всероссийский конкурс для педагогов образовательных организаций
- Мы в дороге не скучаем!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии