"Игры и Игрушки" №1-2022
Речевой негативизм
Задержка речи ребёнка в наше время не считается редкой проблемой. Многие логопеды и неврологи при этом ставят диагноз «речевой негативизм», предполагающий полный или частичный отказ малыша от разговорной речи, одновременно с демонстрацией плохого поведения
В раннем возрасте происходит ежемесячное развитие детей, за которым пристально следят родители, и радуются их малейшим успехам. Лепет и первые слова – это главные достижения на данном этапе речевого развития. Конечно, родители радуются долгожданным словам малыша и просят их повторить, иногда очень навязчиво, требовательно, и, акцентируя внимание на неправильном произношении, а иногда слишком опекая и отвечая за самого ребёнка, не давая ему возможности высказаться. Именно это и влияет на отказ малыша от разговорной речи.
Если взрослые требовательно просят повторить слово, которое малыш произнёс, ребёнок показывает плохое поведение. Он может устроить истерику, убежать, топнуть ногой, замотать головой или закричать. Но так происходит не у всех детей. У малышей, отстающих в речевом развитии или, например, заикающихся, может появиться речевой негативизм из-за боязни перед запинками в речи, либо просто отсутствием знаний. Зачастую, малыш с речевым негативизмом будет удовлетворять все свои потребности сам и не обращаться за помощью ко взрослым. Сам достанет игрушки, сам возьмёт из шкафа нужные вещи, сам включит телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» вполне радует родителей, они гордятся такими «успехами» и не осознают, что за этим стоит несформированность речевых навыков и укрепляется отсутствие речи, а именно речевой негативизм.
Далее нужно приступать к имитации малышом речи взрослого. Но, не забываем главное правило – игра! Только в игре возможно «разговорить» детей. Итак, допустим взяли конструктор LEGO. Уделите внимание объяснению своих действий ребёнку: «Это кубик. Возьмём ещё один, сделаем башню. Что мы построили?». Дайте малышу время на ответ и продолжите игру, выстраивая сценарий: «А кто будет в этом доме жить?» и так далее. Ребёнок должен сам захотеть сказать вам то, что он видит, о чём думает и что хочет на данный момент.
Чаще хвалите малышей за их маленькие победы, спрашивайте, интересуйтесь тем, что ему интересно и обо всём, что с ним происходило в течение дня. Ставьте ребёнка перед выбором, чтобы не было однозначного ответа «Да» или «Нет». Например, «Что ты будешь есть, кашу или омлет?» или «Возьмём с собой мишку или куклу?». Ребёнок должен принять решение и ответить. Главное, не показывать предметы, выбор должен происходить на слух, иначе он просто вам покажет пальчиком и промолчит. Карточные игры также способствуют активизации словаря малыша и его речи. Чтение книг – ещё один подходящий вариант. Читайте потешки, рифмушки, стихи и загадки, где нет конца или нужно досказать словечко.
Зачастую бывает так, что у родителей нет времени, или кажется, что какие-то элементарные вещи не нужно говорить, ребёнок и так поймёт. В наш век компьютеров и планшетов, многие родители включают детям развивающие мультфильмы и считают, что это будет большой подмогой в развитии. Но это большая ошибка. Это одностороннее развитие, обогащение словаря, бесспорно. Но активизации речи не будет без диалога, без вопросов и ответов, без поощрений и одобрений. Помните, главная задача — избавиться от «молчания» ребёнка, добиться того, чтобы малыш сам захотел говорить, и делал это непринуждённо и с удовольствием! И это большая работа не только ребёнка, но и родителей. Не опекайте его, дайте ему время осознать, что от него хотят, не опережайте ход его мыслей, и со временем он научится и захочет поделиться с вами и с окружающими тем, что у него накопилось. Любите своего ребёнка и стремитесь ему помочь!
В раннем возрасте происходит ежемесячное развитие детей, за которым пристально следят родители, и радуются их малейшим успехам. Лепет и первые слова – это главные достижения на данном этапе речевого развития. Конечно, родители радуются долгожданным словам малыша и просят их повторить, иногда очень навязчиво, требовательно, и, акцентируя внимание на неправильном произношении, а иногда слишком опекая и отвечая за самого ребёнка, не давая ему возможности высказаться. Именно это и влияет на отказ малыша от разговорной речи.
Если взрослые требовательно просят повторить слово, которое малыш произнёс, ребёнок показывает плохое поведение. Он может устроить истерику, убежать, топнуть ногой, замотать головой или закричать. Но так происходит не у всех детей. У малышей, отстающих в речевом развитии или, например, заикающихся, может появиться речевой негативизм из-за боязни перед запинками в речи, либо просто отсутствием знаний. Зачастую, малыш с речевым негативизмом будет удовлетворять все свои потребности сам и не обращаться за помощью ко взрослым. Сам достанет игрушки, сам возьмёт из шкафа нужные вещи, сам включит телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» вполне радует родителей, они гордятся такими «успехами» и не осознают, что за этим стоит несформированность речевых навыков и укрепляется отсутствие речи, а именно речевой негативизм.
Как преодолеть или не допустить этого изначально?
Есть несколько этапов работы над этой проблемой.- Мотивация, то есть необходимо развивать желание говорить с окружающими его людьми.
- Активный словарь.
- Диалог. Развитие диалоговой речи.
Далее нужно приступать к имитации малышом речи взрослого. Но, не забываем главное правило – игра! Только в игре возможно «разговорить» детей. Итак, допустим взяли конструктор LEGO. Уделите внимание объяснению своих действий ребёнку: «Это кубик. Возьмём ещё один, сделаем башню. Что мы построили?». Дайте малышу время на ответ и продолжите игру, выстраивая сценарий: «А кто будет в этом доме жить?» и так далее. Ребёнок должен сам захотеть сказать вам то, что он видит, о чём думает и что хочет на данный момент.
Чаще хвалите малышей за их маленькие победы, спрашивайте, интересуйтесь тем, что ему интересно и обо всём, что с ним происходило в течение дня. Ставьте ребёнка перед выбором, чтобы не было однозначного ответа «Да» или «Нет». Например, «Что ты будешь есть, кашу или омлет?» или «Возьмём с собой мишку или куклу?». Ребёнок должен принять решение и ответить. Главное, не показывать предметы, выбор должен происходить на слух, иначе он просто вам покажет пальчиком и промолчит. Карточные игры также способствуют активизации словаря малыша и его речи. Чтение книг – ещё один подходящий вариант. Читайте потешки, рифмушки, стихи и загадки, где нет конца или нужно досказать словечко.
Зачастую бывает так, что у родителей нет времени, или кажется, что какие-то элементарные вещи не нужно говорить, ребёнок и так поймёт. В наш век компьютеров и планшетов, многие родители включают детям развивающие мультфильмы и считают, что это будет большой подмогой в развитии. Но это большая ошибка. Это одностороннее развитие, обогащение словаря, бесспорно. Но активизации речи не будет без диалога, без вопросов и ответов, без поощрений и одобрений. Помните, главная задача — избавиться от «молчания» ребёнка, добиться того, чтобы малыш сам захотел говорить, и делал это непринуждённо и с удовольствием! И это большая работа не только ребёнка, но и родителей. Не опекайте его, дайте ему время осознать, что от него хотят, не опережайте ход его мыслей, и со временем он научится и захочет поделиться с вами и с окружающими тем, что у него накопилось. Любите своего ребёнка и стремитесь ему помочь!
Марина Палочкина,
учитель-логопед ГБОУ, Школа №460
Рекомендуем почитать
- Лаборатория игрового образования «Мозаикум»
- Весёлый лабиринт
- Непреложные ценности
- Алла Романова, главный редактор
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку