"Игры и Игрушки" №3-2023
Ребёнок не может выражать свои мысли?
В наше время у детей очень много гаджетов: телефоны, ноутбуки, планшеты, компьютеры. Вместе с развитием создаётся помеха в культуре речи. Дети, да и взрослые, привыкают жить в виртуальном мире и переносят сей навык в обычную реальную жизнь: упрощают общение, либо вообще не общаются. Дети теряют способность выражать свои мысли. Поэтому, с точки зрения логопеда и мамы двух детей, предлагаю игровые способы, которые научат ребёнка выражать свои мысли
Детвора, детвора,
Скоро к нам придёт – (зима)!
На самом деле, дети додумывают, кто как хочет, по своей фантазии, главное, чтобы слово было в рифму.
Ну-ну-ну, ну-ну-ну,
Летит ворон на – (луну)!
Это может быть и небылицей в том числе. В этой игре мозг ребёнка начинает думать, придумывать, додумывать. Игра удобна тем, что можно в неё играть где угодно: на улице, в машине, на прогулке.
Развитие ребёнка –трудоёмкий процесс, но такой интересный. Помогайте своим малышам!
«Расскажи, о чём фильм!»
Все дети любят смотреть фильмы, мультфильмы, ходят в театр на различные спектакли, концерты, сказки. Не всегда это происходит вместе с родителями. Поэтому, после просмотра обязательно спрашивайте ребенка: о чём был фильм или спектакль; кто главные герои; кто понравился; кто во что был одет; кто положительный, а кто отрицательный. После этого непременно подведите итог и похвалите за интересный рассказ.Кот в мешке
Возьмите мешочек и положите в него различные предметы. Можно разбить по тематике, например, только фрукты, или транспорт, или игрушки, животные. Ребёнок на ощупь определяет, что он хочет достать, пытается отгадать. А когда достанет и увидит, нужно будет его описать: форма, цвет, вкус и запах, если это был фрукт. Если животные, то можно рассказать, где обитает данное животное, шерсть, лапки, окрас. Это развивает, даёт новые знания, пополняет словарный запас, тренирует связную речь и учит ребёнка выражать свои мысли.Сочини небылицу (историю)
Предложите ребёнку пофантазировать. Можно дать опорные слова, из которых нужно будет сочинить рассказ. Это больше подходит для детей школьного возраста, а для дошкольников лучше использовать карточки с картинками или игрушки. Например, берём карточки, на которых изображены: пингвин, скейтборд, гора, солнце, зима, метель, дом. Далее предлагаем ребёнку сочинить историю. Начинает взрослый: «Как-то раз, в солнечный зимний день, пингвин Лоло вышел на улицу.» Дальше начинаем придумывать интересную историю. Сначала это сложно, но потом ребёнок втянется в игру, будет придумывать небылицы и различные интересные истории, что будет способствовать мыслительному процессу и развитию речи.Проект или блог
Предложите ребёнку школьного возраста вести свой блог, где он будет выражать свои мысли и делиться своими впечатлениями. С детьми младшего возраста можно делать совместно любой творческий или научный проект: кулинарный, семейный, проект об отдыхе, походе, внутреннем устройстве какого-то прибора. Если ребёнок увлекается конструктором LEGO, можно приобщить его к описанию того, как он собрал ту или иную модель, и записать это на видео. Главное, помогайте ребёнку в его начинаниях, подкидывайте идеи.Читаем книжки
Нет, это не просто чтение, а самое настоящее обсуждение прочитанного. Задавайте вопросы после прочтения: кто главный герой, кто больше всего понравился, сколько тарелок стояло на столе у трёх медведей, как звали девочку, что она кушала и тому подобные. Есть даже специально продуманные и готовые сказки, после которых идут задания, где-то творческие, где-то на мышление и память.Учим стихотворения
Стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, З. Александровой, В. Берестова – хорошо заучиваются детьми. Они смешные, забавные, грустные и поучительные. Это также развивает мыслительные процессы у ребёнка и способствует в дальнейшем активации речи и умению ребёнка выражать свои мысли.Доскажи словечко или Рифмушки
Возьмите загадки, стихи или готовую игру с картинками и стихами. Цель – дать ребёнку первые строчки, а он придумает окончание. Играть весело и интересно. Такое занятие развивает, пополняет словарный запас и активизирует речь ребёнка. Например, читаем строчки:Детвора, детвора,
Скоро к нам придёт – (зима)!
На самом деле, дети додумывают, кто как хочет, по своей фантазии, главное, чтобы слово было в рифму.
Ну-ну-ну, ну-ну-ну,
Летит ворон на – (луну)!
Это может быть и небылицей в том числе. В этой игре мозг ребёнка начинает думать, придумывать, додумывать. Игра удобна тем, что можно в неё играть где угодно: на улице, в машине, на прогулке.
Собственный пример
Родители, сами того не подозревая, учат ребёнка общению: между собой, с окружающими людьми, с ребёнком, а также показывают на личном примере, как выражать свои мысли. Если родители не интересуются, как ребёнок провёл день, во что играл, что покушал, как поспал, где погулял, то и у ребёнка нет надобности выражать свои мысли и что-либо говорить и рассказывать. Поэтому, родители в первую очередь учат своего ребёнка речи. Одеваясь на улицу, говорите вслух: «Сейчас мы пойдем гулять в парк, там красивые деревья, собачки гуляют, площадка твоя любимая. Тебе хочется погулять в парке? А с кем мы пойдем гулять? Сейчас мы обуем тёплые ботиночки, наденем курточку, шапочку. Тебе удобно? Не жмут ботинки? Шапочка удобная?» Такие элементарные бытовые разговоры побуждают ребёнка думать и говорить.Развитие ребёнка –трудоёмкий процесс, но такой интересный. Помогайте своим малышам!
Марина Палочкина, учитель-логопед
ГБОУ Школа 460 г. Москва
Рекомендуем почитать
- Уникальный шоу-спектакль «Мечты, меняющие мир»
- Рисовалки к 8 марта
- Комиксомания. Отзывы наших читателей
- У российского рынка есть потенциал
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку