"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2022
Развивалочка
Текстильная книга-игра «Развивалочка» состоит из 16 страниц и обложки. В неё входят: 12 страниц – игровые поля; 4 страницы и обложка предназначены для хранения съёмных деталей (геометрические и предметные фигуры). Все страницы пособия соединяются между собой с помощью петель и атласных лент в единую книгу. При необходимости их можно разделить и раздать детям для индивидуальной или самостоятельной игры.
Игра «Найди рукавичке пару»
Цель: учить классифицировать предметы по цвету, в том числе различать оттенки некоторых цветов; совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия, различать фактуру материала.Материалы: парные рукавички основных цветов и их оттенков (разной фактуры).
Описание странички: на игровом поле пришиты островки контактной ленты для прикрепления рукавичек. С правой стороны игрового поля расположена этажерка с четырьмя полочками для прикрепления парных рукавичек.
Ход игры (усложнение игры):
- На игровом поле хаотично прикреплены 4 пары рукавичек (все пары соответствуют). Предложить ребёнку найти пары рукавичек и разложить их на полочки.
- На игровом поле хаотично прикреплены 4 пары рукавичек и 1 (2) непарные. Предложить ребёнку найти пары рукавичек и прикрепить их на полочки.
- Предложить ребёнку выполнить словесную инструкцию педагога. Например, найди пару синей рукавичке и прикрепи их на верхнюю (нижнюю) полочку.
Игра «Найди конфетке пару»
Цель: учить находить одинаковые предметы среди нескольких, составлять пары, ориентируясь на незначительные детали.Материалы: парные конфетки с различными мелкими деталями (цвет, рисунок).
Описание странички: на игровом поле пришиты островки контактной ленты для прикрепления конфеток. В нижней части поля расположена полочка с четырьмя окнами для прикрепления парных конфеток.
Ход игры (усложнение игры):
- На игровом поле хаотично прикреплены 3 пары конфет, отличающиеся одним признаком – цвет (все пары соответствуют). Предложить ребёнку найти парные конфетки и прикрепить их окошечки внизу игрового поля.
- На игровом поле хаотично прикреплены 3 (4) пары конфет, отличающиеся двумя признаками – цвет, рисунок (все пары соответствуют). Предложить ребёнку найти парные конфетки и прикрепить их на полочки.
- Предложить ребёнку найти парные конфетки (одной пары не хватает).
Игра «Цветные карандаши»
Цель: учить классифицировать предметы по цвету; упражнять в ориентировке в пространстве, на плоскости игрового поля («вверху-внизу»); учить считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо; учить сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения «больше-меньше», «поровну».Материалы: короткие карандаши четырёх цветов (красные, жёлтые, синие, зелёные).
Описание странички: на игровом поле расположены четыре прямоугольные рамки (коробки для карандашей) – красная, жёлтая, синяя, зелёная. В каждой рамке полоса контактной ленты для прикрепления деталей.
Ход игры (усложнение игры)
- Разложить карандаши в коробки в соответствии с цветом.
- Разложить определённого цвета карандаши в заданные инструкцией коробки. Например, жёлтые карандаши – в зелёную коробку, а зелёные карандаши – в жёлтую коробку и т. п.
- Разложить в определённого цвета коробки необходимое количество карандашей (на 1 больше или меньше, вверху – внизу, слева – справа).
Игра «Цветные карандаши – 2»
Цель: учить сравнивать предметы по высоте (длине), отражать в речи результат сравнения (длиннее-короче); создавать ситуацию для выбора, раскладывания предметов с соблюдением определённой последовательности, с учётом одного признака (только цвет или только величина), либо двух признаков (цвет и величина).Материалы: длинные и короткие карандаши четырёх цветов (красные, синие, жёлтые, зелёные).
Описание странички: на игровом поле большая рамка прямоугольной формы (коробка для карандашей) с полосой контактной ленты для прикрепления деталей.
Ход игры (усложнение игры), предложить ребёнку выложить карандаши:
- Чередуя их по 1 признаку – цвет или величина.
- Чередуя их по 2 признакам – цвет и величина.
- Продолжить последовательность карандашей по образцу.
- Свой вариант последовательности.
Игра «Домики»
Цель: учить выполнять задание по простейшей словесной инструкции педагога; упражнять в ориентировке в пространстве (вверху-внизу-между).Материалы: яблоки, груши, бантики, рукавички, грибы, конфетки, геометрические фигуры, 4 съёмных поля со стрелочками.
Описание странички: на игровом поле расположены два домика – синий и красный, с тремя этажами (окошками). Между домиками находится поле со стрелочками (дополнительно – ещё 4 съёмных поля со стрелочками).
Ход игры (усложнение игры):
- В окнах синего домика, на каждом этаже прикреплены любые фигуры. Предложить ребёнку найти для каждой фигуры новое место, перенося их из синего домика в красный по стрелочкам.
- Игра усложняется за счёт замены поля со стрелочками. Предложить ребёнку перенести фигуры из одного домика в другой по инструкции педагога, без поля со стрелочками.
Игра «Судоку для малышей»
Цель: закреплять представление о взаимном расположении предметов в пространстве; закреплять умение различать геометрические фигуры, правильно их называть.Материалы: яблоки, груши, бантики, рукавички, грибы, конфетки, геометрические фигуры.
Описание странички: на игровом поле друг под другом расположены две таблицы – красная и синяя. В клеточках таблиц пришиты островки контактной ленты для прикрепления съёмных деталей.
Ход игры (усложнение игры):
Игры в двух таблицах:
1. В верхней таблице в произвольном порядке прикреплены несколько фигур. Предложить ребёнку поставить фигуры в нижней таблице, так же как в верхней таблице (или в синей таблице, как в красной).
2. В верхней таблице в произвольном порядке прикреплены несколько фигур. Предложить ребёнку перенести фигуры из верхней таблицы в такие же места в нижнюю таблицу.
Игры в одной таблице:
3. Судоку с пропусками: предложить ребёнку заполнить пропуск в нижнем ряду таблицы, ориентируясь на верхний ряд, так, чтобы соседние фигуры в рядах не повторялись.
Усложнение игры за счёт пропусков двух фигур и за счёт использования разных по форме и цвету геометрических фигур.
Игра «Ёлочки»
Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры, правильно их называть, умение классифицировать их по форме и цвету; развивать умение анализировать расположение фигур, учить составлять узор из геометрических фигур.Материалы: геометрические фигуры, бантики.
Описание странички: на игровом поле расположены две ёлочки с одинаково пришитыми островками контактной ленты.
Ход игры (усложнение игры):
1. Ёлочка слева украшена разными геометрическими фигурами разного цвета. Предложить ребёнку украсить ёлочку справа точно так же.
2. Предложить ребёнку украсить ёлочки, ориентируясь:
на 1 признак – цвет или форма;
на 2 признака – цвет и форма.
Например, одну слева – треугольниками, другую справа – квадратами или одну слева – жёлтыми фигурами, другую справа – синими и т.п.
3. Ёлочки украшены одинаково, но есть 1 (2-3) отличия. Предложить ребёнку рассмотреть ёлочки и найти отличия. Можно предложить исправить ошибки и заменить фигуры, чтобы ёлочки стали одинаковыми.
Игра «Укрась бабочку»
Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры, правильно их называть, умение классифицировать их по форме и цвету; развивать умение составлять композицию из геометрических фигур по образцу или самостоятельно, отображая её симметрично.Материалы: геометрические фигуры.
Описание странички: на игровом поле силуэт бабочки, на крыльях симметрично пришиты островки контактной ленты.
Ход игры (усложнение игры):
- Левое крылышко бабочки украшено узором из геометрических фигур. Предложить ребёнку украсить бабочке правое крылышко, точно так же как левое.
- Предложить ребёнку украсить верхние крылышки фигурами одного цвета, нижние крылышки фигурами другого цвета.
- Предложить ребёнку украсить верхние и нижние крылышки бабочки разными фигурами. Например, верхние – треугольниками, нижние – квадратами и т.п.
- Предложить ребёнку сравнить у бабочки правое и левое крылышки. Чем они отличаются?
Игра «Подбери по цвету и форме»
Цель: расширять представление о множестве, учиться выделять множества, классифицировать фигуры по двум признакам (цвет, форма); учить «читать» графическую информацию; упражнять в ориентировке в пространстве, на плоскости игрового поля (вверху-внизу, первый ряд-второй ряд, первый столбик-второй столбик).Материалы: геометрические фигуры.
Описание странички: на игровом поле расположена таблица. Первый ряд таблицы обозначает необходимый цвет. Первый столбик таблицы обозначает необходимую фигуру.
Ход игры (усложнение игры):
- Предложить ребёнку выложить в одном ряду геометрические фигуры заданной формы, ориентируясь на цвет.
- Предложить ребёнку выложить в одном столбике геометрические фигуры заданного цвета, ориентируясь на форму фигур.
- Предложить ребёнку найти ошибку в таблице.
- Предложить ребёнку выложить всю таблицу, ориентируясь на цвет и форму фигур по столбцам и рядам.
Игра «Собери бусы»
Цель: закреплять умение различать геометрические фигуры, правильно их называть, умение классифицировать их по форме и цвету; создавать ситуацию для выбора, раскладывания предметов с соблюдением определённой последовательности.Материалы: геометрические фигуры.
Описание странички: на игровом поле расположены три нити с пришитыми островками контактной ленты для прикрепления съёмных деталей.
Ход игры (усложнение игры), предложить ребёнку выложить бусы:
- Чередуя по 1 признаку – цвет или форма.
- Чередуя по 2 признакам – цвет и форма.
- Чередуя по образцу (продолжи ряд.)
- Творческое задание – выложить бусы по замыслу.
Игра «Считай-ка»
Цель: учить сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: «больше-меньше», «поровну»; совершенствовать умение выкладывать предметы «на один больше», «на один меньше», «столько же»; наглядно показать образование чисел в пределах 5.Материалы: предметные и геометрические фигуры, комплект цифр от 1 до 5.
Описание странички: на игровом поле расположена таблица, состоящая из 5 дорожек (для прикрепления съёмных деталей) и 5 окон (для прикрепления цифр).
Ход игры (усложнение игры):
- На игровом поле на пяти дорожках прикреплены предметные фигуры количеством от 1 до 5. Предложить ребёнку посчитать и обозначить цифрами количество предметов на каждой дорожке.
- Предложить ребёнку посчитать предметы и найти ошибку в обозначении цифрами количества предметов.
- Предложить ребёнку прикрепить на верхнюю дорожку определённое количество предметов, а на нижнюю – на 1 больше (меньше, столько же), выложить соответствующие цифры. Сделать так, чтобы предметов стало поровну (добавить или убрать 1).
- Определить, на какой дорожке предметов больше (меньше). Посчитать, выложить соответствующую цифру. Показать первый (второй, третий) по счёту предмет.
- На слух, по устной инструкции взрослого выложить количество предметов, соответствующее цифре в конце ряда, на определённую по счёту дорожку. Например, выложи конфетки на третью сверху дорожку, а затем – красные яблочки – на пятую и т.п.
Игра «Полянка»
Цель: закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (между, под, на, рядом, слева, справа …); закреплять понятия «большой-маленький», «высокий-низкий», «длинный-короткий», «тонкий-толстый», «столько же…сколько», «на один больше», «на один меньше»; учить классифицировать предметы по одному или двум признакам (по цвету и величине); учить соотносить числительное с группой предметов, упражнять в счёте в пределах 5.Материалы: яблоки жёлтые и красные, большие и маленькие; грибы с жёлтой и красной шляпкой, с большой и маленькой шляпкой, с длинными и короткими ножками, с тонкими и толстыми ножками.
Описание странички: на игровом поле, на поляне расположены две яблони большая и маленькая с островками контактной ленты для прикрепления съёмных деталей.
Ход игры (усложнение игры):
Игры с яблоками. Предложить ребёнку прикрепить на яблони яблоки, ориентируясь на один признак (цвет, величина, количество). Например:
- На высокую яблоню – красные яблоки, а на низкую – жёлтые яблоки.
- На высокую яблоню – большие яблоки, а на низкую яблоню – маленькие.
- На высокую (низкую) яблоню – 3 яблока, а на низкую – на 1 яблоко меньше (больше).
- Под высокую яблоню – грибы с красной шляпкой, а под низкую – с жёлтой шляпкой.
- Под высокую яблоню – грибы с длинной ножкой, а под низкую –с короткой ножкой.
- Под высокую яблоню – грибы с толстой ножкой, а под низкую – с тонкой ножкой.
- Прикрепить на высокую яблоню 5 яблок, а под неё – 5 грибов красного цвета. На низкую яблоню столько же яблок, а под неё столько же грибов жёлтого цвета.
- Предложить сосчитать, сколько яблок и грибов на картинке. Прикрепить на один гриб меньше под низкую яблоню и на одно яблоко меньше на яблоню.
Ирина Карелина, воспитатель,
Елена Елькина, ст. воспитатель,
МБДОУ Д/с № 10, г. Кирово-Чепецк
Рекомендуем почитать
- Витражные краски
- Покупаем и играем
- Выставка-ярмарка "Здоровье семьи". Впервые!
- Отзывы наших читателей
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии