"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Развитие коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Мастер-класс для педагогов по использованию игровых технологий, направленных на социально-личностное развитие дошкольников
Цель: мотивация педагогов на использование в своей практике игровых подходов для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи: актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития коммуникативных навыков; содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально-личностное развитие дошкольников.
Материал и оборудование: интерактивная доска, мягкий мяч, трафареты животных, фломастеры, клубок.
Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться, вступать в коммуникативные отношения. По мнению ряда психологов, можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению, культуру эмоций. Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными: биологический фактор развития, социальный фактор развития, снижение психической активности.
Многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Прежде чем проводить работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у детей, необходимы предварительно организовать наблюдение за процессом общения этого ребёнка с окружающими. Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребёнком подвергается анализу по следующим параметрам: характеристика коммуникативной активности, предпочитаемый адресат общения, содержание общения, характеристика используемых в процессе общения неречевых средств, анализ речевых средств.
По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения дошкольников. Существует большое количество методов развития коммуникативных умений, но в дошкольном возрасте наибольший эффект оказывает игра. В условиях многих игр ребёнка сталкивают с ситуациями, характерными для его реальной деятельности. В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.
Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Педагогу в ролевых играх необходимо помогать воспитанникам, распределять роли, следить за тем, чтобы застенчивые, а также дети с нарушенной речью смогли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Воспитанники с ОВЗ дольше усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребёнка. Одна из характеристик личности детей с нарушениями речи является наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, которые и препятствуют нормальному общению с окружающими. Предлагаю вашему вниманию игры, в которые можно поиграть с детьми.
Игровые технологии позволяют успешно решать задачи личностного роста ребёнка, снимают нервную нагрузку дошкольников, корректируют их гиперактивность, учат детей свободно взаимодействовать в коллективе.
Цель: мотивация педагогов на использование в своей практике игровых подходов для развития коммуникативных навыков у дошкольников.
Задачи: актуализировать знания педагогов о важности дошкольного периода детства для развития коммуникативных навыков; содействовать формированию у педагогов представлений об использовании игровых технологий, направленных на социально-личностное развитие дошкольников.
Материал и оборудование: интерактивная доска, мягкий мяч, трафареты животных, фломастеры, клубок.
Ход деятельности
Общение является одним из условий психического развития ребёнка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в группу сверстников. В наших садах воспитываются дети с нарушениями речи. А поскольку общение не является врождённым видом деятельности, то только путём специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться, вступать в коммуникативные отношения. По мнению ряда психологов, можно говорить о коммуникативной культуре личности как о системе качеств, включающей: творческое мышление, культуру речевого действия, культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния, культуру жестов и пластики движений, культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению, культуру эмоций. Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными: биологический фактор развития, социальный фактор развития, снижение психической активности.
Многие дети с ОВЗ испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнёрами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Прежде чем проводить работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у детей, необходимы предварительно организовать наблюдение за процессом общения этого ребёнка с окружающими. Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребёнком подвергается анализу по следующим параметрам: характеристика коммуникативной активности, предпочитаемый адресат общения, содержание общения, характеристика используемых в процессе общения неречевых средств, анализ речевых средств.
По результатам наблюдений следует проводить специальную работу по коррекции коммуникативного поведения дошкольников. Существует большое количество методов развития коммуникативных умений, но в дошкольном возрасте наибольший эффект оказывает игра. В условиях многих игр ребёнка сталкивают с ситуациями, характерными для его реальной деятельности. В результате создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков.
Основная задача обучения игровой деятельности воспитанников с ОВЗ – формирование самой деятельности: развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умения использовать предметы заместители, стремление отражать в играх действия людей и их отношения, умение разворачивать и обогащать сюжеты игр. Занятия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть построены ярко и эмоционально, игра должна сопровождаться красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками.
Педагогу в ролевых играх необходимо помогать воспитанникам, распределять роли, следить за тем, чтобы застенчивые, а также дети с нарушенной речью смогли почувствовать себя уверенно в главных ролях. Воспитанники с ОВЗ дольше усваивают значения слов, обозначающих чувства, эмоции людей, поэтому важно обеспечить уточнение значения этих слов в быту. Необходимо помнить, что игра является важнейшим средством развития личностных качеств ребёнка. Одна из характеристик личности детей с нарушениями речи является наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности, которые и препятствуют нормальному общению с окружающими. Предлагаю вашему вниманию игры, в которые можно поиграть с детьми.
Игра «Один, два, три»
Участники игры становятся в круг, каждый из них называет свой порядковый номер. В центре – водящий с мячом. Он подбрасывает мяч и называет любой из перечисленных номеров. Вызванный игрок должен успеть поймать мяч и назвать другое число. Если мяч упал, ребёнок выбывает из игры, дети выбирают следующего водящего.Игра «Клубочек»
Дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь. Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.Игра «Что чем станет»
Эта дидактическая игра активизирует мыслительные и речевые процессы у детей. Ребёнку предлагается карточка с изображением пары картинок (снежная тучка – вода). Воспитатель просит объяснить взаимосвязь изображений.Игра «Нарисуй мордочку животному»
Детям раздаются трафареты животного. Педагог предлагает нарисовать мордочку животного. По окончанию работы, воспитатель задаёт детям вопросы. Такая игра развивает творческие способности, мелкую моторику, воображение, логику, внимательность и речь.Игровые технологии позволяют успешно решать задачи личностного роста ребёнка, снимают нервную нагрузку дошкольников, корректируют их гиперактивность, учат детей свободно взаимодействовать в коллективе.
Наталья Наумова, воспитатель
МБДОУ «Д/с № 131», г. Самара
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Акция!
- Главное о методике Тюленева
- Народные промыслы России – наша история, компания «Десятое королевство»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку