"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2017
Путешествие в мир геометрических фигур
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП для детей старшей группы с общим недоразвитием речи
Цель: погружение детей в мир геометрии посредством игры.
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Раздаточный материал по количеству детей: геометрические коврики, игра «колумбово яйцо», бумага прямоугольной формы, карандаш, кубик, счётные палочки.
Предварительная работа: игры с геометрическим ковриком и логическими головоломками, игры на ориентировку в пространстве.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну геометрических фигур «Геометрию». На греческом языке слово «геометрия» означает землемерие, однако геометрия уже давно не занимается измерением земли. Она, например, изучает геометрические фигуры.
Воспитатель: Фигур этих очень много. Есть простые фигуры, плоские, а есть очень сложные – пространственные, их мы называем объёмными. Многие простые фигуры вы видите каждый день. Но, возможно, не знаете их названий.
Воспитатель: Обыкновенный мяч является шаром. Если шар обвести одной линией, получим окружность, а если вырезать по линии, то получится плоская геометрическая фигура – круг.
Воспитатель: У куба все стороны совершенно одинаковы, и, если одной линией обрисовать одну из его сторон, то получится плоское изображение – это геометрическая фигура «квадрат». Обведите одну сторону куба, что у вас получится? (Работа за столами. Дети обводят сторону куба.)
Воспитатель: Если сложить два кубика и обвести по краю, то получится прямоугольник. Чем отличается эта фигура от квадрата?
Дети: У прямоугольника стороны не одинаковы по длине.
Воспитатель: Заводские трубы, брёвна и даже карандаши в геометрии назвали бы цилиндрами. В старину мужчины носили высокие черные шляпы, которые так и назывались – цилиндр (показывет картинки). Цилиндр можно сделать самим. Возьмите лист бумаги, сверните его в трубу. (Дети сворачивают лист в форме цилиндра и исследуют.)
Воспитатель: Геометрические формы и фигуры окружают нас повсюду. С давних времён люди придумывали интересные игры для детей с геометрическими фигурами. Посмотрите, это игра «колумбово яйцо», она по форме напоминает овал или яйцо, разделённое на части. Из этих частей можно составить разные изображения, но использовать нужно все детали. Сейчас я предлагаю вам с помощью этой игры построить ракету и отправиться в космическое путешествие вокруг нашей планеты. (Перед каждым ребёнком игра «Колумбово яйцо». С помощью схемы дети выкладывают изображение ракеты на столе.)
Воспитатель: Чтобы ракета взлетела, нужно сосчитать до 10-и и в обратном порядке от 10-и до 0. (Дети считают.) Ой, мы не можем взлететь, нужно вставить пропущенные цифры в числовом ряду. (На доске ряд цифр 1,_,_,3,4,_,_,7,_,_,_. Дети вставляют числа, упражнение выполняется на доске. Дети за воспитателем подходят к обручу и садятся по кругу на колени.)
Воспитатель: Итак, мы взлетели. Во время полёта мы будем выполнять интересные задания. (Игра «Брось кубик и сосчитай до 10-и».) Ребята, садитесь в кружок и дружно выполним первое задание: нужно бросить куб, назвать цифру и продолжить счёт до десяти.
Воспитатель: А теперь посмотрим, насколько наши космонавты внимательны. Необходимо определить, что изменилось. (Игра «Что изменилось». Дети садятся за столы, на столах карточки с парой геометрических фигур, например, большой квадрат и маленький. Нужно назвать отличие.)
Воспитатель: Молодцы, и с этой задачей все справились. А сейчас немного отдохнём. (Физкультминутка «Космос». В конце разминки внезапно звучит сигнал SOS.)
Воспитатель: Внимание, наш корабль сломался, в некоторые схемы нужно срочно вставить правильные детали. (Игра «Геометрический коврик».) Слушайте внимательно задания:
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны и справились с этим заданием. Теперь можно продолжить полёт. Посмотрите в иллюминаторы. Что мы в них видим? (Звёзды.) Давайте сосчитаем, сколько звёзд мы видим в левом иллюминаторе? (Три.) Сколько в правом? (Четыре.) Одинаковое количество звёзд?
Дети: На одну звезду меньше в левом иллюминаторе.
Воспитатель: Давайте с помощью счётных палочек зафиксируем данные. Справа отложите четыре зелёных палочки, а слева три жёлтых. Сколько всего звёзд в двух иллюминаторах? (Семь.)
Воспитатель: Если вы заметили, звёзды, объединившись, образуют рисунки. Люди их называют созвездиями. На что похоже созвездие в левом иллюминаторе? (На треугольник.) А на что в правом? (На квадрат.)
Воспитатель: Давайте изобразим созвездия с помощью палочек. (Дети выкладывают из счётных палочек квадрат и треугольник.) Вот наше путешествие подходит к концу, но, чтобы приземлиться, нам надо катапультироваться – собрать ракету в яйцо. (Дети собирают на ковре фигуру «колумбово яйцо».)
Воспитатель: Мы снова на Земле, скажите, что вам больше всего запомнилось в путешествии, что нового вы узнали? В память о нашем путешествии я дарю каждому эту игру.
Цель: погружение детей в мир геометрии посредством игры.
Образовательные задачи:
- закреплять счёт в пределах 10;
- тренировать умение находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
- тренировать умение различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
- закреплять умение ориентироваться на плоскости;
- знакомить детей с игрой «колумбово яйцо», закреплять умения выделять, отображать, перемещать фрагменты рисунка.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к математике, логическим играм;
- способствовать осознанию чувства радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Раздаточный материал по количеству детей: геометрические коврики, игра «колумбово яйцо», бумага прямоугольной формы, карандаш, кубик, счётные палочки.
Предварительная работа: игры с геометрическим ковриком и логическими головоломками, игры на ориентировку в пространстве.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам попробовать себя в роли маленьких исследователей. Вас ждёт очень интересное путешествие. Проходите в нашу лабораторию. (Дети садятся полукругом напротив экрана с изображением презентации.)Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну геометрических фигур «Геометрию». На греческом языке слово «геометрия» означает землемерие, однако геометрия уже давно не занимается измерением земли. Она, например, изучает геометрические фигуры.
Воспитатель: Фигур этих очень много. Есть простые фигуры, плоские, а есть очень сложные – пространственные, их мы называем объёмными. Многие простые фигуры вы видите каждый день. Но, возможно, не знаете их названий.
Воспитатель: Обыкновенный мяч является шаром. Если шар обвести одной линией, получим окружность, а если вырезать по линии, то получится плоская геометрическая фигура – круг.
Воспитатель: У куба все стороны совершенно одинаковы, и, если одной линией обрисовать одну из его сторон, то получится плоское изображение – это геометрическая фигура «квадрат». Обведите одну сторону куба, что у вас получится? (Работа за столами. Дети обводят сторону куба.)
Воспитатель: Если сложить два кубика и обвести по краю, то получится прямоугольник. Чем отличается эта фигура от квадрата?
Дети: У прямоугольника стороны не одинаковы по длине.
Воспитатель: Заводские трубы, брёвна и даже карандаши в геометрии назвали бы цилиндрами. В старину мужчины носили высокие черные шляпы, которые так и назывались – цилиндр (показывет картинки). Цилиндр можно сделать самим. Возьмите лист бумаги, сверните его в трубу. (Дети сворачивают лист в форме цилиндра и исследуют.)
Воспитатель: Геометрические формы и фигуры окружают нас повсюду. С давних времён люди придумывали интересные игры для детей с геометрическими фигурами. Посмотрите, это игра «колумбово яйцо», она по форме напоминает овал или яйцо, разделённое на части. Из этих частей можно составить разные изображения, но использовать нужно все детали. Сейчас я предлагаю вам с помощью этой игры построить ракету и отправиться в космическое путешествие вокруг нашей планеты. (Перед каждым ребёнком игра «Колумбово яйцо». С помощью схемы дети выкладывают изображение ракеты на столе.)
Воспитатель: Чтобы ракета взлетела, нужно сосчитать до 10-и и в обратном порядке от 10-и до 0. (Дети считают.) Ой, мы не можем взлететь, нужно вставить пропущенные цифры в числовом ряду. (На доске ряд цифр 1,_,_,3,4,_,_,7,_,_,_. Дети вставляют числа, упражнение выполняется на доске. Дети за воспитателем подходят к обручу и садятся по кругу на колени.)
Воспитатель: Итак, мы взлетели. Во время полёта мы будем выполнять интересные задания. (Игра «Брось кубик и сосчитай до 10-и».) Ребята, садитесь в кружок и дружно выполним первое задание: нужно бросить куб, назвать цифру и продолжить счёт до десяти.
Воспитатель: А теперь посмотрим, насколько наши космонавты внимательны. Необходимо определить, что изменилось. (Игра «Что изменилось». Дети садятся за столы, на столах карточки с парой геометрических фигур, например, большой квадрат и маленький. Нужно назвать отличие.)
Воспитатель: Молодцы, и с этой задачей все справились. А сейчас немного отдохнём. (Физкультминутка «Космос». В конце разминки внезапно звучит сигнал SOS.)
Воспитатель: Внимание, наш корабль сломался, в некоторые схемы нужно срочно вставить правильные детали. (Игра «Геометрический коврик».) Слушайте внимательно задания:
- В нижнем ряду закройте фигуру, у которой четыре одинаковых стороны.
- В верхнем ряду закройте фигуру без углов, но это не круг.
- Закройте четвёртую по счёту фигуру в нижнем ряду.
- Закройте фигуру, находящуюся в середине нижнего ряда.
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательны и справились с этим заданием. Теперь можно продолжить полёт. Посмотрите в иллюминаторы. Что мы в них видим? (Звёзды.) Давайте сосчитаем, сколько звёзд мы видим в левом иллюминаторе? (Три.) Сколько в правом? (Четыре.) Одинаковое количество звёзд?
Дети: На одну звезду меньше в левом иллюминаторе.
Воспитатель: Давайте с помощью счётных палочек зафиксируем данные. Справа отложите четыре зелёных палочки, а слева три жёлтых. Сколько всего звёзд в двух иллюминаторах? (Семь.)
Воспитатель: Если вы заметили, звёзды, объединившись, образуют рисунки. Люди их называют созвездиями. На что похоже созвездие в левом иллюминаторе? (На треугольник.) А на что в правом? (На квадрат.)
Воспитатель: Давайте изобразим созвездия с помощью палочек. (Дети выкладывают из счётных палочек квадрат и треугольник.) Вот наше путешествие подходит к концу, но, чтобы приземлиться, нам надо катапультироваться – собрать ракету в яйцо. (Дети собирают на ковре фигуру «колумбово яйцо».)
Воспитатель: Мы снова на Земле, скажите, что вам больше всего запомнилось в путешествии, что нового вы узнали? В память о нашем путешествии я дарю каждому эту игру.
Наталья Гринько, воспитатель
МБДОУ Д/с № 59, г. Салават
Рекомендуем почитать
- Выжить после кризиса: как привлечь клиентов и повысить продажи
- Поставщик детских товаров
- Игра – как средство развития речи
- Сборные деревянные модели бренда "Чудо дерево"
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку