"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Путешествие в Изумрудный город
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, содержащий элементы экспериментирования, в подготовительной к школе группе.
Цель: тренировка умения самостоятельно выявлять материалы, обладающие необходимыми свойствами, актуализируя прошлый опыт; высказывать свои предположения; определять алгоритм действий по определению свойств и выражать в речи итог познания.
Задачи:
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называется эта книга? Кто автор этой книги? (Волшебник Изумрудного города, автор Александр Волков.) Назовите главных героев? Зачем они идут к волшебнику Гудвину в Изумрудный город? (Ответы детей.)
Воспитатель: Герои этой сказочной повести на своём пути встречают разные препятствия, мешающие исполнению их заветных желаний. Им никак не обойтись без вашей помощи. Хотите им помочь? А сможете?
Воспитатель: Итак, я великий и всемогущий Гудвин! Но и мне нужна ваша помощь. Помогите исполнить заветное желание Железного Дровосека и подберите материал для его нового сердца. (Проводится игра "Сердце Дровосека". Её дидактические задачи: повторить признаки видов тканей, тренировать умение распознавать шёлк; тренировать мыслительные операции-анализ и сравнение, развивать внимание, память. Дети садятся за столы, на которых стоят подносы с комплектом тканей и бумаги из различных материалов, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики. Задания выполняет каждый самостоятельно. Воспитатель в это время читает отрывок из книги: "Гудвин пробил в груди Дровосека небольшое отверстие и вставил туда красивое шёлковое сердце…".)
Воспитатель: Почему именно эту ткань вы выбрали? (Ответы детей.) Молодцы! Все справились. Дровосек теперь доволен. Чего больше всего боялся Страшила? (Ответы детей.) Правильно, больше всего Страшила боялся мышей, но очень большой вред ему приносила вода, то он попадал в наводнение, то под дождь. (Воспитатель читает отрывок из книги: "Страшила, насквозь промоченный дождём, сразу отяжелевший, имел самый жалкий вид".)
Воспитатель: Ребята, видно, когда шили Страшилу, для него подобрали не тот материал. Как вы думаете, каким должен быть материал для платья Страшилы? (Должен быть лёгким, прочным, не должен намокать.) Как называют материалы, которые не впитывают влагу? (Водонепроницаемые материалы.)
Воспитатель (беря в руки материю): Как называется этот материал? (Это ткань.) Эта ткань изготовлена из натуральных или искусственных волокон? (Из искусственных волокон.) Кто помнит, как называется эта ткань? (Болонья.) (Проводится игра "Новое платье Страшилы". Дети проверяют с помощью опыта, что болонья, отталкивает воду. Дидактические задачи: тренировать умение самостоятельно выявлять и находить материалы, обладающие набором необходимых свойств; проверять свои предположения с помощью опыта.)
Воспитатель: Можно сшить костюм из бумаги? Почему? (Ответы детей.) Итак, с помощью материала болоньи мы помогли Страшиле.
Воспитатель: Мы устали, засиделись, нам пора передохнуть. (Проводится физкультминутка, действия выполняются по рассказу воспитателя.) Встали возле стульев и отправляемся в путь по волшебной стране Мигунов. Мы шагаем по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом. На волшебной тропинке всё постоянно меняется. Идём тихо-тихо на носочках, посмотрите по сторонам, там могут быть саблезубые тигры. Присели и замерли, мимо пролетали летучие обезьяны. Время не ждёт, снова идём. Вот пошёл дождь, закройтесь от него. Вдруг стало ужасно холодно, выпал снег, и мы идём по глубокому снегу, поднимайте выше ноги. И снова всё изменилось. Выглянуло солнышко, нам стало тепло. Мы пришли в Изумрудный город.
Воспитатель: Мы-то пришли, а наши друзья всё ещё идут по дороге, вымощенной жёлтыми кирпичами. Первой идёт Элли, вторым… (Воспитатель 2–3 раза меняет героев местами, а дети должны заметить изменения и рассказать о них.)
Воспитатель: Верно, ничего мы не перепутали. И так шли они несколько дней. "А мне очень хочется пить", – сказала Элли. Но злая Бастинда, необыкновенно рассерженная, всю воду в реке перемешала с грязью и песком. Вода стала вот такая. (Воспитатель показывает образец.) Ребята, как же быть, ведь Элли и Тотошка очень хотят пить? (Ответы детей.)
Воспитатель: А сможете вы очистить воду, отфильтровать её? Отфильтруйте воду. (Проводится эксперимент "Очистить воду".)
Воспитатель: Какой материал надо взять для фильтра? Он должен пропускать воду? (Ответы детей.) Отверстия в материале могут быть очень крупными? Он может рваться? Для фильтра можно использовать фильтровальную бумагу? Ткань можно использовать? (Предложить выбрать материал из подготовленных, спросить двух-трёх детей, почему именно этот материал они выбрали.)
Воспитатель: Теперь, утолив жажду, наши герои легко дойдут до волшебника и исполнят все свои желания. А теперь подскажите мне, героям какой книги вы сегодня помогали? (Подведение итогов занятия, рефлексия, создание ситуации успеха.) Смогли мы подобрать материал для сердца Железного Человека? Нашли ткань для нового платья Страшилы? Удалось нам напоить Элли? Почему вы всё это смогли? (Сделать всё это вам помогли знания о свойствах бумаги и ткани, умение находить материал, обладающий набором необходимых свойств. А также стремление помочь любимым героям.)
Цель: тренировка умения самостоятельно выявлять материалы, обладающие необходимыми свойствами, актуализируя прошлый опыт; высказывать свои предположения; определять алгоритм действий по определению свойств и выражать в речи итог познания.
Задачи:
- тренировать умение выделять и называть материалы, обладающие набором свойства предметов; XX развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать эксперимент и получить результат;
- учить детей аргументировать свои действия и выражать это в речи;
- тренировать мыслительные операции-анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование;
- развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, мелкую моторику рук.
Ход занятия
(Дети собираются вокруг воспитателя.)Воспитатель: Ребята, вы знаете, как называется эта книга? Кто автор этой книги? (Волшебник Изумрудного города, автор Александр Волков.) Назовите главных героев? Зачем они идут к волшебнику Гудвину в Изумрудный город? (Ответы детей.)
Воспитатель: Герои этой сказочной повести на своём пути встречают разные препятствия, мешающие исполнению их заветных желаний. Им никак не обойтись без вашей помощи. Хотите им помочь? А сможете?
Воспитатель: Итак, я великий и всемогущий Гудвин! Но и мне нужна ваша помощь. Помогите исполнить заветное желание Железного Дровосека и подберите материал для его нового сердца. (Проводится игра "Сердце Дровосека". Её дидактические задачи: повторить признаки видов тканей, тренировать умение распознавать шёлк; тренировать мыслительные операции-анализ и сравнение, развивать внимание, память. Дети садятся за столы, на которых стоят подносы с комплектом тканей и бумаги из различных материалов, ёмкости с водой, пластиковые стаканчики. Задания выполняет каждый самостоятельно. Воспитатель в это время читает отрывок из книги: "Гудвин пробил в груди Дровосека небольшое отверстие и вставил туда красивое шёлковое сердце…".)
Воспитатель: Почему именно эту ткань вы выбрали? (Ответы детей.) Молодцы! Все справились. Дровосек теперь доволен. Чего больше всего боялся Страшила? (Ответы детей.) Правильно, больше всего Страшила боялся мышей, но очень большой вред ему приносила вода, то он попадал в наводнение, то под дождь. (Воспитатель читает отрывок из книги: "Страшила, насквозь промоченный дождём, сразу отяжелевший, имел самый жалкий вид".)
Воспитатель: Ребята, видно, когда шили Страшилу, для него подобрали не тот материал. Как вы думаете, каким должен быть материал для платья Страшилы? (Должен быть лёгким, прочным, не должен намокать.) Как называют материалы, которые не впитывают влагу? (Водонепроницаемые материалы.)
Воспитатель (беря в руки материю): Как называется этот материал? (Это ткань.) Эта ткань изготовлена из натуральных или искусственных волокон? (Из искусственных волокон.) Кто помнит, как называется эта ткань? (Болонья.) (Проводится игра "Новое платье Страшилы". Дети проверяют с помощью опыта, что болонья, отталкивает воду. Дидактические задачи: тренировать умение самостоятельно выявлять и находить материалы, обладающие набором необходимых свойств; проверять свои предположения с помощью опыта.)
Воспитатель: Можно сшить костюм из бумаги? Почему? (Ответы детей.) Итак, с помощью материала болоньи мы помогли Страшиле.
Воспитатель: Мы устали, засиделись, нам пора передохнуть. (Проводится физкультминутка, действия выполняются по рассказу воспитателя.) Встали возле стульев и отправляемся в путь по волшебной стране Мигунов. Мы шагаем по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом. На волшебной тропинке всё постоянно меняется. Идём тихо-тихо на носочках, посмотрите по сторонам, там могут быть саблезубые тигры. Присели и замерли, мимо пролетали летучие обезьяны. Время не ждёт, снова идём. Вот пошёл дождь, закройтесь от него. Вдруг стало ужасно холодно, выпал снег, и мы идём по глубокому снегу, поднимайте выше ноги. И снова всё изменилось. Выглянуло солнышко, нам стало тепло. Мы пришли в Изумрудный город.
Воспитатель: Мы-то пришли, а наши друзья всё ещё идут по дороге, вымощенной жёлтыми кирпичами. Первой идёт Элли, вторым… (Воспитатель 2–3 раза меняет героев местами, а дети должны заметить изменения и рассказать о них.)
Воспитатель: Верно, ничего мы не перепутали. И так шли они несколько дней. "А мне очень хочется пить", – сказала Элли. Но злая Бастинда, необыкновенно рассерженная, всю воду в реке перемешала с грязью и песком. Вода стала вот такая. (Воспитатель показывает образец.) Ребята, как же быть, ведь Элли и Тотошка очень хотят пить? (Ответы детей.)
Воспитатель: А сможете вы очистить воду, отфильтровать её? Отфильтруйте воду. (Проводится эксперимент "Очистить воду".)
Воспитатель: Какой материал надо взять для фильтра? Он должен пропускать воду? (Ответы детей.) Отверстия в материале могут быть очень крупными? Он может рваться? Для фильтра можно использовать фильтровальную бумагу? Ткань можно использовать? (Предложить выбрать материал из подготовленных, спросить двух-трёх детей, почему именно этот материал они выбрали.)
Воспитатель: Теперь, утолив жажду, наши герои легко дойдут до волшебника и исполнят все свои желания. А теперь подскажите мне, героям какой книги вы сегодня помогали? (Подведение итогов занятия, рефлексия, создание ситуации успеха.) Смогли мы подобрать материал для сердца Железного Человека? Нашли ткань для нового платья Страшилы? Удалось нам напоить Элли? Почему вы всё это смогли? (Сделать всё это вам помогли знания о свойствах бумаги и ткани, умение находить материал, обладающий набором необходимых свойств. А также стремление помочь любимым героям.)
Надежда Начинкина, воспитатель ГБОУ СОШ №1359 ДО №6, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Новый год в Калифорнии
- Первые шаги малыша – это счастье! Но только если дом безопасен
- Логические игры Руденко
- Мир на глобусе: три разных взгляда
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку