"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Путешествие по степи
По сложившейся в нашей группе традиции дети участвуют в изготовлении дидактических игр. Сделанные своими руками, эти игры очень любимы и заигрываются, в прямом смысле слова, до дыр. Вначале мы вместе с детьми обсудили, какую игру о степи можно придумать, что и как будем делать в ближайшее время. У дошкольников столько творческих идей, такая фантазия, что порой трудность состоит в выборе одной игры из нескольких предлагаемых. Игру «Путешествие по степи» мы тоже сделали все вместе, причём дети были «главными в придумывании» и изготовлении игры, а я, как воспитатель, старалась их поддержать и, при необходимости, помочь. Именно дети предложили идею «путешествия по растениям». Мысль о том, что растения будут встречаться не случайно, а по временам года, возникла уже позже, в процессе рисования дошкольниками игрового поля.
Игровой набор включает игровое поле, представляющее собой нарисованную на листе бумаги формат А1 картину степи; кубик с точками на сторонах от 1-й до 6-и; разноцветные фишки по числу играющих. В приложении приведены изображения и названия представленных на игровом поле растений и животных: растения - осока низкая, прострел раскрытый, лук гусиный, тюльпан, ветреница, рябчик русский, ирис карликовый, брандушка разноцветная, пион тонколистный, астрагал, ковыль, василёк Талиева, шалфей, типчак, зопник колючий, качим метельчатый, полынь, чемерица чёрная, перекати-поле (зопник, качим); звери - ёж ушастый, заяц-русак, сайгак, волк степной, степная лисица (корсак), суслик; птицы - авдотка, стрепет, дрофа, красавка (журавль).
Дидактические задачи:
- познакомить детей с растениями степи, с особенностями их внешнего вида в разное время года, от ранней весны до поздней осени, и с некоторыми степными животными;
- активизировать речь дошкольников, учить описывать растения и животных степи; придумывать о них рассказы; составлять небольшие рассказы о степи в разное время года, о её состоянии в зависимости от сезонных изменений;
- развивать коммуникабельные навыки детей.
- Определить начинающего игру ребёнка можно с помощью считалки, затем очерёдность хода все играющие дети передают по кругу.
- Выпавшее на верхней грани кубика количество точек показывает, на столько растений вперед игроку нужно продвинуть свою фишку.
- При остановке фишки на растении со стрелкой игроку необходимо переместить фишку в указываемом ей направлении, вперёд или назад.
- Окончательно поставив фишку, нужно назвать растение. Если не смог назвать его, то вернуться на прежнее место, прочесть название растения в приложении-подсказке, постараться его запомнить.
- Если ребёнок воспользовался подсказкой кого-то из участников игры, то он также возвращает свою фишку на прежнее место.
- О желании усложнить игру и не только называть растения или животных на игровом поле, но и рассказывать о них, игрок должен сообщить остальным играющим ещё до начала игры. Только при их согласии игра пойдёт в соответствии с усложнёнными правилами.
Игру можно использовать на занятиях по экологии, в совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Одновременно могут играть от 2-х до 5-и человек.
Ход игры
Педагог: Ребята, давайте возьмём кубик, фишки по количеству игроков и отправимся в прекрасное путешествие по степи с весны по осень. Напомню, что старт слева внизу, финиш справа вверху, если остановка возле стрелки, то следуйте по ней вперёд или назад. По пути надо назвать одно животное, и растение, на котором остановились. Если забыли их названия – есть подсказки. Помните, если вам подсказали или вы сами воспользовались подсказкой, то придётся вернуться на прежнее место, на растение, о котором вы уже сказали. Можно усложнить игру, и на «остановках» рассказывать о степи, учитывая время года, на которое попали, описывать «пройдённые» растения и животных степи. Но предупредите, пожалуйста, об этом остальных участников игры заранее. Счастливого путешествия!Мини-рассказ «Степь весной»
Прекрасна степь весной! Не успеет до конца стаять снег, как степь, словно живая, просыпается от сна и быстро покрывается нежно-зелёным ковром зелени. Не успеешь оглянуться, и степь уже разноцветная, яркая, красочная. То тут, то там виднеются нежно-фиолетовые «пятнышки» прострела раскрытого. К ним добавляются яркие жёлтенькие «пятнышки» гусиного лука, и вдруг – целое поле тюльпанов, - жёлтых, красных, глаз не оторвать! От такой красоты дух захватывает! А степь умылась майскими дождями и цветёт буйными красками пуще прежнего! А всё потому, что весной очень много влаги - стаял снег, идут дожди, а солнце ласково греет, но еще не обжигает, и всё живое расцветает.Мини-рассказ «Степь летом»
Приходит лето, и степь постепенно теряет яркость красок. Всё потому, что солнце со второй половины июня палит немилосердно, а дождей нет и нет, либо ничтожно мало. Бывает, прошел дождь, и уже через несколько минут следа его не видно. Земля становится твёрдой, растрескивается, и растения жухнут. Появляются растения, которые умеют экономить влагу, или доставать её из глубины земли. Они по-своему прекрасны. Символ степи - ковыль. Куда ни кинешь взгляд, везде волнуется на ветру его серебристо-белый ковёр. Лишь кое-где мелькают жёлтые астрагалы да васильки. Кучками цветёт шалфей. Его аромат невозможно спутать с другим! Повсюду можно встретить типчак и полынь. Горький запах полыни – это запах степи. В степи дышится легко и свободно. Многие лекарственные растения степи на грани исчезновения, они занесены в Красную книгу и требуют охраны.Мини-рассказ «Степь осенью»
К началу осени степь становится серо-бурого цвета от сухих растений. Такие растения, как солянка, качим и рогач называют перекати-поле. У них тонкий и ветвистый стебель, который к осени отмирает и ломается у основания. Ветер подхватывает и гоняет их по всей степи, отчего они сплетаются с такими же растениями, порой превращаясь в большой шар.
Надежда Смотрова, воспитатель
МБДОУ Д/с № 35
г.о. Красногорск, Московская обл.
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии