"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2013
Программа по снижению уровня гиперактивности
Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. Однако в последнее время всё больше детей, у которых двигательная активность выходит за рамки представлений о просто подвижном ребёнке
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт, потому, что они в постоянном движении: не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются, что ребёнок не даёт им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а чтобы добиться послушания, приходится повышать голос. Однако замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Нуждаясь во внимании, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, таким образом, становятся инициаторами конфликтов в детском коллективе. Справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ребёнку могут помочь своевременно проведённые занятия.
Отличительная черта предлагаемой программы — в характере проведения занятий. Каждое включает в себя игры, направленные на развитие внимания и произвольности, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические упражнения и сказкотерапию. Программа состоит из восьми занятий, которые проводятся в кабинете психолога раз в неделю, во второй половине дня по 25–30 минут каждое, и ориентирована на ребёнка шести лет.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Психолог просит ребёнка сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия: рассмотри верхнюю и нижнюю картинки. Чем они отличаются? Обведи овалом на верхней картинке предметы, которые отличаются от таких же предметов на нижней картинке.
Игра «Запретное движение»
Звучит ритмичная музыка. Психолог показывает несколько движений, одно из них — запретное. Ребёнок должен повторять все движения, кроме запретного.
Дыхательное упражнение
Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) — сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони нужно положить на область диафрагмы.
Сказкотерапия
Психолог читает ребёнку сказку «Про маленькое облачко».
Направленность: трудности в общении со сверстниками. Одиночество. Ощущение себя «белой вороной».
Вопросы для обсуждения: Почему Пуфик думал, что его никто не любит? Отчего стало Пуфику весело и легко? Что он понял? С тобой когда-нибудь происходило что-нибудь похожее?
Упражнение на развитие концентрации внимания
Психолог последовательно показывает ребёнку неоконченные картинки и просит назвать, что не дорисовано.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что забыл дорисовать художник».
Игра «Крокодил, разведчик, слон»
Один хлопок: ребёнок ползет, как крокодил — ноги на полу, руки на локтях. Два хлопка: как разведчик — по-пластунски. Три хлопка: как слон — на коленях и локтях. Свисток: смена направления движения на противоположное.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии.
Сказкотерапия
Рисование запомнившегося фрагмента сказки «Про маленькое облачко». Обсуждение рисунка.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Инструкция: «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая половина».
Игра «Волшебница»
Волшебница (психолог), прикасаясь по очереди к разным частям тела ребёнка, превращает их в камень. Затем расколдовывает их.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Чтение и обсуждение сказки «Маленькое приведение»
Направленность: Трудности в общении. Ощущение себя «белой вороной».
Вопросы для обсуждения: Из-за чего переживало маленькое привидение? Чем Добряк отличался от всех остальных, и как ему это помогло?
Упражнение на развитие объёма внимания
Психолог просит ребёнка посмотреть на первый квадрат (остальные семь квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить точки в пустом квадрате. Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки 1–2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.
Игра «Лужица»
Инструкция: «Представь, что ты превратился в лужицу. Светит солнышко, лужа нагрелась и растеклась (мышцы расслабились). Ударил мороз, лужица подёрнулась льдом, лёд сковал лужицу (мышцы напряглись)».
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Рисование запомнившегося фрагмента из сказки «Маленькое привидение». Обсуждение рисунка.
Упражнение на развитие произвольного внимания
Психолог даёт ребёнку лист бумаги, цветные карандаши и просит его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа завершена, он предупреждает ребёнка о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится всего один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Игра «Замри»
Под музыку ребёнок прыгает, танцует, когда музыка останавливается — должен замереть.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии.
Чтение и обсуждение сказки «Маленький котёнок»
Направленность: трудности в общении со сверстниками. Одиночество. Ощущение себя «белой вороной».
Обсуждение: Из-за чего грустил и переживал Котёнок? Почему с ним не хотели играть? Что понял Котёнок, когда посмотрел на солнышко? С тобой когда-нибудь случалось что-то похожее? Чему ты мог бы научиться у котёнка, а чему мог бы научить его сам?
Упражнение на развитие произвольности поведения «Раскрась фигуры»
Психолог показывает ребёнку рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просит закрасить цветным карандашом каждую из них. Делать это нужно очень аккуратно, время не имеет значения. Как только начинает проявляться небрежность, работа прекращается.
Игра «Путаница»
Психолог намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребёнок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором становится сам ребёнок.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Рисование запомнившегося фрагмента сказки «Маленький котёнок». Обсуждение рисунка.
Актуальность и необходимость работы по этой программе обусловлена запросами воспитателей и родителей. Работать с ребёнком по этой программе рекомендуется индивидуально.
Упражнение «Копирование образца»
Психолог просит ребёнка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке. Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое, но не более чем в два раза увеличение или уменьшение общего размера рисунка.
Игра «Что слышно?»
Психолог предлагает ребёнку послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что он услышал.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Чтение и обсуждение сказки «Про Колю и его друзей»
Направленность: драчливость, агрессивность.
Упражнение «Рисование узоров»
Инструкция: «Сейчас мы будем учиться рисовать узоры. Я буду диктовать, а твоя задача заключается в том, чтобы точно соблюдать мою инструкцию и соединять разные фигуры». Необходимо соблюдение трёх условий:
Ребёнок идёт под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш». Внезапно музыка обрывается, но он должен идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Рисование запомнившегося фрагмента сказки «Про Колю и его друзей». Обсуждение рисунка.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт, потому, что они в постоянном движении: не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются, что ребёнок не даёт им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а чтобы добиться послушания, приходится повышать голос. Однако замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Нуждаясь во внимании, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам или уступать другим и, таким образом, становятся инициаторами конфликтов в детском коллективе. Справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ребёнку могут помочь своевременно проведённые занятия.
Отличительная черта предлагаемой программы — в характере проведения занятий. Каждое включает в себя игры, направленные на развитие внимания и произвольности, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические упражнения и сказкотерапию. Программа состоит из восьми занятий, которые проводятся в кабинете психолога раз в неделю, во второй половине дня по 25–30 минут каждое, и ориентирована на ребёнка шести лет.
Занятие 1
Задачи:- развитие концентрации внимания;
- совершенствование навыков саморегуляции;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Психолог просит ребёнка сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия: рассмотри верхнюю и нижнюю картинки. Чем они отличаются? Обведи овалом на верхней картинке предметы, которые отличаются от таких же предметов на нижней картинке.
Игра «Запретное движение»
Звучит ритмичная музыка. Психолог показывает несколько движений, одно из них — запретное. Ребёнок должен повторять все движения, кроме запретного.
Дыхательное упражнение
Дыхание с задержкой на вдохе (выдохе) — сначала в собственном, затем в установленном ритме. Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони нужно положить на область диафрагмы.
Сказкотерапия
Психолог читает ребёнку сказку «Про маленькое облачко».
Направленность: трудности в общении со сверстниками. Одиночество. Ощущение себя «белой вороной».
Вопросы для обсуждения: Почему Пуфик думал, что его никто не любит? Отчего стало Пуфику весело и легко? Что он понял? С тобой когда-нибудь происходило что-нибудь похожее?
Занятие 2
Задачи:- создать благоприятные условия для развития концентрации внимания;
- способствовать развитию произвольной саморегуляции;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Психолог последовательно показывает ребёнку неоконченные картинки и просит назвать, что не дорисовано.
Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что забыл дорисовать художник».
Игра «Крокодил, разведчик, слон»
Один хлопок: ребёнок ползет, как крокодил — ноги на полу, руки на локтях. Два хлопка: как разведчик — по-пластунски. Три хлопка: как слон — на коленях и локтях. Свисток: смена направления движения на противоположное.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии.
Сказкотерапия
Рисование запомнившегося фрагмента сказки «Про маленькое облачко». Обсуждение рисунка.
Занятие 3
Задачи:- создать благоприятные условия для развития концентрации внимания;
- способствовать развитию произвольного контроля над телом;
- снять психоэмоциональное напряжение;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Упражнение на развитие концентрации внимания
Инструкция: «Раскрась вторую половинку картинки точно так же, как раскрашена первая половина».
Игра «Волшебница»
Волшебница (психолог), прикасаясь по очереди к разным частям тела ребёнка, превращает их в камень. Затем расколдовывает их.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Чтение и обсуждение сказки «Маленькое приведение»
Направленность: Трудности в общении. Ощущение себя «белой вороной».
Вопросы для обсуждения: Из-за чего переживало маленькое привидение? Чем Добряк отличался от всех остальных, и как ему это помогло?
Занятие 4
Задачи:- развитие объёма внимания ребёнка;
- развитие произвольной саморегуляции;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
Упражнение на развитие объёма внимания
Психолог просит ребёнка посмотреть на первый квадрат (остальные семь квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить точки в пустом квадрате. Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки 1–2 секунды, на воспроизведение точек ребёнку отводится не более 15 секунд.
Игра «Лужица»
Инструкция: «Представь, что ты превратился в лужицу. Светит солнышко, лужа нагрелась и растеклась (мышцы расслабились). Ударил мороз, лужица подёрнулась льдом, лёд сковал лужицу (мышцы напряглись)».
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Рисование запомнившегося фрагмента из сказки «Маленькое привидение». Обсуждение рисунка.
Занятие 5
Задачи:- создать благоприятные условия для развития у ребёнка произвольности внимания;
- способствовать развитию саморегуляции;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
Упражнение на развитие произвольного внимания
Психолог даёт ребёнку лист бумаги, цветные карандаши и просит его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа завершена, он предупреждает ребёнка о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится всего один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».
Игра «Замри»
Под музыку ребёнок прыгает, танцует, когда музыка останавливается — должен замереть.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии.
Чтение и обсуждение сказки «Маленький котёнок»
Направленность: трудности в общении со сверстниками. Одиночество. Ощущение себя «белой вороной».
Обсуждение: Из-за чего грустил и переживал Котёнок? Почему с ним не хотели играть? Что понял Котёнок, когда посмотрел на солнышко? С тобой когда-нибудь случалось что-то похожее? Чему ты мог бы научиться у котёнка, а чему мог бы научить его сам?
Занятие 6
Задачи:- создать благоприятные условия для развития произвольности ребёнка;
- способствовать развитию саморегуляции;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
Упражнение на развитие произвольности поведения «Раскрась фигуры»
Психолог показывает ребёнку рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просит закрасить цветным карандашом каждую из них. Делать это нужно очень аккуратно, время не имеет значения. Как только начинает проявляться небрежность, работа прекращается.
Игра «Путаница»
Психолог намеренно показывает не те движения, которые называет. Ребёнок должен исправить ошибки взрослого. Затем инструктором становится сам ребёнок.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Рисование запомнившегося фрагмента сказки «Маленький котёнок». Обсуждение рисунка.
Актуальность и необходимость работы по этой программе обусловлена запросами воспитателей и родителей. Работать с ребёнком по этой программе рекомендуется индивидуально.
Занятие 7
Задачи:- развитие произвольности поведения;
- развитие саморегуляции;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
Упражнение «Копирование образца»
Психолог просит ребёнка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке. Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствует образцу. Возможно небольшое, но не более чем в два раза увеличение или уменьшение общего размера рисунка.
Игра «Что слышно?»
Психолог предлагает ребёнку послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что он услышал.
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Чтение и обсуждение сказки «Про Колю и его друзей»
Направленность: драчливость, агрессивность.
Занятие 8
Задачи:- создать благоприятные условия для развития произвольности поведения ребёнка;
- способствовать развитию саморегуляции;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие коммуникативных навыков.
Упражнение «Рисование узоров»
Инструкция: «Сейчас мы будем учиться рисовать узоры. Я буду диктовать, а твоя задача заключается в том, чтобы точно соблюдать мою инструкцию и соединять разные фигуры». Необходимо соблюдение трёх условий:
- Два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок.
- Линия узора должна идти только вперёд.
- Каждое новое соединение надо начинать с той фигуры, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не будет промежутков. «Соедини два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».
Ребёнок идёт под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш». Внезапно музыка обрывается, но он должен идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
Дыхательное упражнение
То же, что на первом занятии. Рисование запомнившегося фрагмента сказки «Про Колю и его друзей». Обсуждение рисунка.
Анна Алпацких, педагог-психолог д/с №404, г. Пермь
Рекомендуем почитать
- Массажно-игровая дорожка
- В. Варченко. Какуро: алгебра гармонии
- События
- Я давно выросла, но по-прежнему не знаю, кем стану…
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку