"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2018
Проект «Волшебная лоза»
Всё началось с посещения учениками 2 «А» класса выставки декоративно-прикладного искусства в Кореневском краеведческом музее. Среди множества экспонатов народные умельцы представили свои лукошки, корзинки, сухарницы, настенные панно и другие изделия из лозы, к которым многие дети проявили неподдельный интерес. Как изготавливают эти вещи? Как подготовить материал? Как из лозы получаются предметы с разным узором? Найти ответы на эти и другие вопросы моим ученикам помогло участие в проекте «Волшебная лоза».
Цель проекта (взрослая): создать условия для развития интереса к лозоплетению, как народному промыслу на территории Кореневского района.
Цель проекта (детская): научиться самостоятельно выполнять поделки из лозы.
Этап 1. Постановка проблемы. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремёсел – это одно из направлений приобщения к традиционной народной культуре, которое способствует патриотическому воспитанию детей и молодёжи. Занятие лозоплетением помогает формированию у ребят чувства гордости за свою малую родину и развивает эстетический вкус. К условиям возрождения этого исконно русского мастерства мы относим желание детей овладеть плетением из ивовой лозы, наличие в нашем Кореневском районе необходимого природного материала и умельцев, готовых поделиться секретами изготовления изделий. В районном Доме культуры им. Е. Фурцевой популяризацией лозоплетения занимается преподаватель декоративно-прикладного искусства А.И. Баканова. В школе занятия с детьми по этой теме проходят в рамках работы кружка «Я – исследователь» под нашим руководством. Учащиеся с интересом приняли предложение познакомиться с историей промысла плетения из лозы в родном Кореневском районе и освоить приёмы этого искусства, участвуя в проекте «Волшебная лоза».
Этап 2. Сбор и накопление информации. Экскурсия в музей вызвала у детей неподдельный интерес к лозоплетению, и они решили познакомиться с информацией об этом искусстве. Были использованы справочники и книги по лозоплетению, статьи в Интернет, репродукции картин П.П. Кончаловского «Сирень» и «Корзина сирени», Поля Гогена «Настурции», Сальвадора Дали «Корзина с хлебом», Ван Гога «Вансент» и других с изображениями плетёных вещей из лозы.
Зарождение промысла плетения из лозы относят к 1830 г. и связывают с возвращением из-за границы князя Д.В. Голицына, который привёз с собой несколько корзин из лозы иностранной работы. Крепостной Голубёнок сделал корзину, которая ни в чём им не уступала, и получил за это разрешение обучать лозоплетению всех желающих. Корзины оказались очень востребованными пассажирами при поездках по железным дорогам России, поэтому в 1899 г. была организована первая артель для их изготовления. В 1913 г. в производстве корзин были заняты более 32 тысяч крестьян.
Дети узнали, что в России более 100 разновидностей ивы, но в Кореневском р-не широко распространены хорошо подходящие для плетения ива красноцветная или краснотал, ива конопляная и ива прутовидная. Эти кустарники растут по берегам рек Сейм и Крепна, а также на заболоченных территориях. Дополнили результаты информационного поиска сведения о сроках заготовки лозы, особенностях её обработки и необходимых для плетения инструментах. Особый интерес представляло знакомство с видами плетения из лозы, среди которых «Простое» - одним прутом, «Верёвочка в два прута» и другие.
Этап 3. Закрепление знаний о лозоплетении. На этом этапе были использованы следующие разработанные нами игровые упражнения.
Что можно сделать из лозы?
Детям предлагают перебрасывать друг другу мяч и называть предметы, которые можно сплести из лозы.Найди пару
Нужно соединить в пары изображения предметов из лозы и предметов такого же назначения из другого материала.Какие инструменты нужны?
Детям предлагают показать на картинках инструменты для заготовки лозы и изготовления из неё изделий, назвать их.Объясни значение слова
Школьникам предлагают объяснить с помощью речи и неречевых средств общения значение слов щемилка, нож-горбач, окоривать, комель, нож-косяк, круглогубцы, плоскогубцы и другие. Затем найти и показать эти предметы на картинках.Назови плетение
По картинке или по образцу дети определяют вид плетения и называют его.Угадай предмет на ощупь
Учащимся предлагают выбрать среди других плетёный из лозы предмет, ориентируясь только на свои тактильные ощущения.Также, можно предложили ребятам освоить приёмы плетения из лозы и изготовить декоративное изделие. На фотографиях представлено занятие «Ажурное донышко», в ходе которого школьники выполнили двойной ажур, чередующийся с белой и цветной лозой.
Этап 4. Систематизация информации. В ходе систематизации и обобщения информации о плетении из лозы дети подготовили доклад «Возрождение народного ремесла. Лозоплетение на территории Кореневского района» и презентацию «Волшебная лоза». Они были представлены на областном семинаре «Использование краеведческого материала во внеурочной деятельности младших школьников» (2018). Сейчас в кружке «Я – исследователь» с удовольствием работают с природным материалом и выполняют затейливые узоры 10 учеников 2 «А» класса, классным руководителем которого я являюсь. Их изделия красивы и эстетически оформлены. Эти творческие работы украшают областные выставки декоративно-прикладного искусства в районном Доме культуры им. Е. Фурцевой и народного творчества «Истоки». Я горжусь своими учениками!
Этап 6. Презентация проекта. В мае этого года в главном фойе нашей школы была организована фотовыставка работ учащихся моего класса «От лозинки до корзинки». Фотографии отражали историю ремесла лозоплетения и особенности освоения его школьниками. Посетителями выставки стали учащиеся школы, их родители и гости Кореневского района. Экскурсию проводили дети, которые освоили искусство плетения из лозы. Благодаря сотрудничеству педагогов, родителей и детей удалось возродить интерес к незаслуженно забытому мастерству лозоплетения.
Елена Шевцова, учитель МКОУ
Кореневская СОШ № 1 им. В. Крохина,
п. Коренево, Кореневский р-н, Курская область
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии