"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Привлечение родителей к организации игровой предметно-развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, рационально продуманная, разнообразная, комфортная, обеспечивающая разнообразную деятельность. Перед педагогическим коллективом была поставлена задача: сделать игровую предметно-пространственную среду детского сада насыщенной, вариативной, построенной с учётом требований ФГОС. Среду, удовлетворяющую индивидуальные потребности ребёнка, его интересы.
Одним из важных направлений в реализации данного проекта было вовлечь родителей в педагогический процесс, сделать своими единомышленниками, активными участниками организации предметно-пространственной игровой среды. Главной особенностью нашего проекта было обогащение содержания среды продуктами собственной творческой деятельности родителей и детей. Поэтому основным принципом нашей работы было укрепление взаимодействия.
С родителями работа всегда важна и трудна. Педагогическим коллективом были организованы творческие мастерские продуктивной деятельности родителей и детей. Мы вовлекали родителей в разные виды игр (игры-занятия, игровые сеансы, игровые практикумы), проводили конкурсы, смотры. Например, семинар-практикум «Семейный театр». Родители участвовали в сюжетно-театрализованных играх «Волк и семеро козлят на новый лад», «Храбрый Петрик». Большой интерес и активное участие родители принимали в «Неделе игры и игрушки».
Благодаря тесному сотрудничеству всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и родителей) у нас образовалась игровая предметно-пространственная среда разная, эстетичная, многообразная. Широко в оформлении игрового пространства используются разнообразные ткани, панно, ландшафтные и сюжетные коврики, изготовленные руками родителей, способствующие обогащению игровой среды и активизирующие ребёнка на развитие сюжета игры. Нельзя не удивляться умениям и творчеству родителей. Игры и пособия по ознакомлению детей с основами обеспечения безопасности жизни (карты, схемы, макеты домов, плакаты), созданные руками родителей, теперь используются в разных видах деятельности. Через игровые занятия, обучающие игры дети узнают важную информацию.
Особую роль мы отводим обогащению предметно-игровой среды с учётом гендерных особенностей. Игры для мальчиков «Космонавты», «Моряки», «Шофёры», «Спасатели» расширяют у детей знания о разных профессиях, формируют мужские черты характера. Атрибуты к этим играм, изготовленные руками родителей, разнообразны и интересны (штурвал, бескозырки, рули, ракета). Самостоятельность и инициатива родителей проявилась в изготовлении атрибутов и пошиве костюмов (богатырей, гусаров, военнослужащих, моряков), воспитывающих патриотические чувства, уважение к людям военных профессий, к истории нашей страны. Костюмы и атрибуты используются в сюжетно-ролевых играх и на праздничных мероприятиях.
Изготовление макетов, которые способствуют обогащению и развитию сюжетов игр, родители также взяли на себя. Неудивительно, что эта работа, за которой наблюдали их дети, побудила малышей к желанию самостоятельного изготовления и создания разнообразных ландшафтов.
В играх мы стараемся использовать продукты детского творчества и конструктивной деятельности (шляпки для кукол, пирожные для магазина, кафе, мебель для кукол). Часто дети, изготавливая предметы на занятиях по художественно-творческой деятельности и конструированию, стараются повторить совместно с родителями эти задания дома в более художественном исполнении, затем приносят в детский сад, тем самым обогащая игровое пространство.
Использование продуктов собственной творческой деятельности детей и родителей воспитывает у детей аккуратность, бережливость и уважение к труду других людей. Традиционным стало в детском саду проведение тематических выставок, что даёт возможность выявить лучший опыт работы, увидеть уникальный продукт совместной творческой деятельности, который радует детей и гостей детского сада.
Выставки разные в саду устраиваем,
Творчество родителей, педагогов детей показываем.
Много работ интересных здесь можно найти,
Знания, опыт приобрести!
Сделать игровую предметно-пространственную среду детского сада насыщенной важно не только для организации игр детей. Задача педагогического коллектива детского сада куда шире. Через совместную продуктивную деятельность мы стараемся сделать так, чтобы взаимодействие детского сада и семьи было полноценным, безболезненным, проходящим в атмосфере демократизма, творчества, тепла, внимания, неравнодушного отношения к детям и друг другу.
Светлана Колчевская, старший воспитатель
ЦОУО ДО ГБОУ СОШ №354 СПДО №2 г.Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии