"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2015
Применение социоигровых технологий
Сегодня, в условиях внедрения ФГОС ДО современному педагогу просто необходимо наличие нового взгляда на ребёнка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнёра по совместной деятельности. Кроме того, в условиях введения ФГОС ДО повышается роль преемственности образования на дошкольной ступени и начальной школы. Для реализации задач преемственности на этапах дошкольного детства и последующего обучения детей в школе педагогами дошкольниками наиболее успешно могут использоваться методы и приёмы социоигровых технологий.
Социоигровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков, самоорганизации у дошкольников.
Социоигровая технология на дошкольной ступени образования – это прежде всего развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками посредством грамотного педагогического руководства, идущего от возможностей и потребностей детей.
Главный принцип социоигровой технологии — снятие с воспитателя судейской роли, и организация занятий или другой деятельности как игры-жизни между микро группами. Одним из главных компонентов занятия с использованием социоигровых технологий – является движение. Второй не менее важный компонент – это вариативность.
На социоигровом занятии просто обязательно должны быть не менее 2-х-3-х смен в ролях, как в различных видах деятельности, так и в смене мизансцен. Это позволяет снять эмоциональное напряжение, обеспечить двигательную активности детей, профилактику переутомления, поддержать их интерес к предстоящей деятельности, задействовать в деятельности всех детей-участников. Ну и, наконец, третий компонент такого занятия – работа детей в микрогруппах, которая способствует развитию деловой компетенции, коммуникативных навыков, сплочению детской микрогруппы для достижения результата.
Варианты использования приёмов социоигровых технологий в практике нашего дошкольного учреждения достаточно многообразны, однако условно педагоги разделяют их на следующие группы:
- Игры-задания для рабочего настроя.
- Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.
- Игровые разминки.
- Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Основной целью игровых разминок является снятие физического и психического напряжения. Задания такого вида становятся мостиками, по которым дети будут переходить от одного вида деятельности к другому. В детском саду к таким игровым разминкам относятся: физкультминутки, пальчиковая гимнастика, парные и групповые упражнения на формирование навыков совместной деятельности («Кенгуру», «Шарики», «Общая картина», «Волна», «Ниточка»), народные игры (игры-хороводы, игры в парах, например «Золотые ворота», «В огороде царевна», «Дядя Трифон», «Заинька» другие).
Работа в микрогруппах всегда подразумевает принятие общих решений в зависимости от поставленной цели, проблемы, что, в свою очередь, направлено на достижение определённого результата. Наиболее ярким, ощутимым для наших дошкольников, конечно, является результат какой-либо творческо-продуктивной деятельности. Так, например, в совместной, самостоятельной или организованной образовательной деятельности по конструированию и ручному труду, лепке, рисованию и аппликации педагоги могут предложить детям коллективные задания: «Построй свою улицу», «Осенний коллаж», «Любимые сказки», «Город будущего», «Ярмарка мастеров», где дети совместно обсуждают сюжет своего творения, составляют план работы, выбирают необходимый материал, и в итоге презентируют результаты своего совместного коллективного творчества.
Используя методы и приёмы социоигровых технологий на дошкольной ступени образования, педагоги косвенно способствуют накоплению выпускниками дошкольного учреждения достаточного социального опыта для осознания себя в будущем активными участниками жизни класса, что в свою очередь позволит им легко адаптироваться к условиям новой школьной жизни.
Екатерина Запивахина, старший воспитатель
ГБОУ СОШ №1222 Дошкольное отделение №1
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии