"Игры и Игрушки" №2-2017
Правильные игрушки или духовное воспитание через игру
Приближается один из главных православных праздников – Пасха. В этот день большинство людей, воцерковлённых, верующих и просто верящих, отправляется в храм: освятить праздничные куличи, творожные пасхи и, конечно же, «крашенки» или «писанки», как называют в народе окрашенные и разрисованные затейливыми узорами яйца.
На протяжении Великого поста и в день празднования Светлой Пасхи положено вспоминать библейские события, связанные с этой датой, религиозные традиции и обряды самого праздника. В семьях, где есть дети, конечно же, все приготовления сопровождаются игрой и интересными рассказами. Родителям приходится отвечать на множество вопросов, а значит, и самим восполнять те пробелы, которые у них есть: читать притчи, обращать внимание на те книги, игры и игрушки, которые помогут их детям стать высокодуховными и образованными людьми.
Россия – многонациональная страна, но все же, в большинстве своём, наши истоки – это христианство, и мы говорим сегодня об играх и игрушках, о пользе или вреде оных с точки зрения православия. В 2013-2014 годах мы уже поднимали эту тему и постарались, насколько это было возможно, осветить взгляды представителей различных конфессий, специалистов сферы образования и обычных людей, пользователей соцсетей, блогеров и наших читателей. Но вот, прошло уже несколько лет, и мы решили напомнить вам об этой проблематике, потому как время идёт, а мало что меняется.
Serge (участник): «Углубление в виртуальный мир через компьютерные игры – это отчуждение людей от Богом созданного мира и отчуждение друг от друга. Отчуждённость – это одно из основных свойств сатаны. Как противовес воссоединения людей в таинстве литургии и причастия в Боге между собой. Отчуждённость, одиночество людей в современном мире – сейчас одна из самых главных бед, которое порождает уныние и отчаяние. Вот так вот, если очень коротко…»
Константин Тетерин (участник): «… Хочу немного добавить к комментарию участника Serge. Самое страшное в компьютерных играх – это не погружение в виртуальный мир, а перенос правил виртуального мира в реальную жизнь. Если в большинстве современных игр игрок выживает за счёт убийства, а часто в качестве дополнительного бонуса ему навязывается идея о некой избранности, то очень вероятно, что впоследствии этот человек будет требовать подобного отношения и в реальном мире.»
«Помню себя в детстве, когда мне купили компьютер. Первое время я не мог наиграться. Однако мой отец – царствие ему небесное – справился с этим довольно быстро – он пробудил во мне интерес к созданию сначала простеньких игр, а потом и программ. Сейчас это переросло в профессию.
Ведь на компьютере можно сделать много чего интересного. Можно, например, вместе с ребёнком открыть собственный блог или лучше сайт, разместить там стихи, рассказы, картинки, или даже простенькие программки, созданные самостоятельно, и пригласить на него участников этого форума. Думаю, если ребёнок увидит, что плоды его труда интересны другим, то ему захочется творить, а не играть. Например, когда мне было 10 лет, я выпускал компьютерную газету, у которой был всего 1 читатель – папин знакомый. Но мне нравилось выпускать её именно потому, что она была кому-то интересна, нравилось само ощущение полезности своего труда.
Кстати, существует игровая отрасль, весьма популярная на западе, предлагающая небольшие, но красочные игры (головоломки, простенькие бегалки-прыгалки). Большинство из этих игр вообще не содержит в себе никакой агрессии (бить и убивать никого не надо ). Также ни одна из них не способна увлечь более чем на пару дней. У нас такие игры предлагает компания Алавар…»
Очень хорошие высказывания, не правда ли? Вот и добавить мне нечего. Чтобы отвлечь детей от того, что угрожает их физическому или психическому здоровью, нужно использовать метод замещения. Но внимание! То, что послужит заменой, должно быть не менее увлекательно, главное найти ту самую «кнопку», затрагивающую центр удовольствия вашего ребёнка. В случае с участником обсуждения Константином Тетериным этой кнопкой послужила любовь к творчеству, в данном случае, создание интеллектуальных продуктов посредством web-инструментов.
Чаще всего православные настольные игры выпускаются небольшим тиражом издательствами православной литературы, иногда авторами-энтузиастами. Тематика их самая разнообразная. Одна игра рассказывает о житие святого, другая учит общехристианским ценностям, третья вообще отсылает к психологии. Давайте рассмотрим некоторые из них поподробнее.
В настольной исторической игре «Монастыри» перед игроками оживут страницы древних летописей. Можно стать очевидцами «монастырской колонизации»: трудов и странствий средневековых монахов, уходящих в дремучие леса и основывающих уединённые скиты. В содержании игры внимательно и бережно воссозданы церковные и бытовые детали русской средневековой жизни. Сюжетной основой послужили летописные материалы и жития подвижников: св. преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Ферапонта Белозерских, Зосимы и Савватия Соловецких, Макария Желтоводского, Корнилия Комельского и других почитаемых святых XIV-XVI вв. При изготовлении игры использованы исключительно натуральные и экологичные материалы: лакированный пенал-коробка; уникальные деревянные фигурки ручной росписи; плотный высококачественный картон.
А вот настольная игра «Бабушки». Сюжет игры разворачивается вокруг выборов церковной старосты на деревенском приходе, состоящем из одних бабушек. Главные персонажи игры – бабушки, составляющие деревенский приход, с их яркими характерами, занятиями и причудами. Будущей старосте придётся подобрать ключик к каждой бабушке. Чтобы добиться необходимой простоты и естественности, авторам игры пришлось потрудиться не только над игровой механикой, но и исследовать религиозно-этнографические и литературные источники.
И вот, по названию данных игр сразу в поисковике мелькают отзывы:
Ирина М.: «Ох... Ни за что не купила бы такую игру для ребёнка. Ни «Бабушек», ни «Монастыри». Для взрослых ещё возможно, в качестве шутки. Хотя шутки на тему монастырей и прихода – дело сомнительное. А ребёнка – избави Бог от таких игрушек. Пусть лучше в какое-нибудь «Зоолото» играет или в игры по сюжетам сказок и мультиков»
Андрей Михайлович: «Кошмарный сон священника…»
Ирина Ива: «С нетерпением ждём следующих игр!»
Для какого возраста выпущены данные игры, не везде указывается. Но то, что они позиционируются как детские, вы можете увидеть на коробке: «К юбилею преподобного Сергия Радонежского выпущена детская игра «Монастыри», хотя на коробке игры «Бабушки» написано 12+.
Очень мне понравился ресурс под названием Мастерская православных детских игр «Емеля» – на нём действительно представлены игры для детей и ничего лишнего. Хороший ассортимент. К тому же, мы уже видим игры, в которые могут играть дошкольники. Например, «Пасхальная игра» предназначена для детей от 6+, нацелена на приобщение детей к начальным знаниям о величайшем событии для всех христиан – Светлом Христовом Воскресении! «Как известно, всё сложное начинается с простого – для этого мы и создали настольную и познавательную «Пасхальную игру», – отмечают её создатели.
Или обратите внимание на набор «Православная игротека». Он замечательно подходит для семейного досуга, праздников и мероприятий, где собирается большая детская компания, и, конечно же, для воскресных школ. В деревянной коробке «Игротеки» помещаются целых три игры: «Детское православное лото», «Православная викторина для детей» и познавательная игра «Рождество»! Всего одним набором «Православной игротеки» можно занять до 20 детей! Возраст игроков – от 6-и лет, а верхняя планка не ограничена, всё зависит от интереса и желания участников.
Компания «Царевич» предлагает развивающую и образовательную Православную игру «Пасха – Светлое Христово Воскресение». Увлекательный досуг для маленького христианина, прекрасное пособие для занятий в воскресных школах. Игра предназначена для детей от 5 лет. «Наши игры не азартны и лишены атмосферы соперничества. Напротив, они пробуждают в детях интерес к традициям и устоям Православной веры и в доходчивой форме, посредством увлекательных игровых упражнений, закладывают основы Церковной культуры», – делятся своими замыслами разработчики.
Вторая игра данного производителя «Пещеры Лавры» погружает нас в мир древней обители Киево-Печерской Лавры. Путешествуя по пещерам, дети выполняют различные задания святых подвижников Киевской Лавры. На пути им встречаются завалы, грунтовые воды, различные тайные переходы. Игрок бросает кубики и совершает ходы: попадая в келию старца, он получает задание на карточке и выполняет его. Вот, например, текст задания на игровой карточке Ильи Муромца: «Знаменитый витязь даже в монашеском облачении внушает трепет своей мощью. Он протягивает вам простую деревянную шкатулку. – Здесь лежит ковчежец с частицей мощей св. Георгия Победоносца. Отнеси его брату Матвею Прозорливому. Был этот ковчежец со мной во многих битвах, а ныне пусть укрепит Матвея в его трудах и молитвах». На карточке указан номер келии, в которую нужно пойти, и нарисованы две жемчужины в награду. Игрок, бросая кубик и минуя все препятствия, доходит до нужной келии, задание считается выполненным, и там он берёт новую карточку и выполняет следующее задание. На карточке изображён святой Илья Муромец и краткое житие его, которое читается вслух, как и задание.
Только мы начали вникать в тему предлагаемых производителями игр православной тематики, как отведённое место в рубрике «Играть или не играть» закончилось. И мы не успели обсудить ещё много интересного, например, не коснулись игрушек возрастной аудитории младших дошкольников. Что ж, посмотрим, насколько вам интересна эта тема, и, если вы захотите, дорогие читатели, мы вернёмся к ней в следующем номере.
На протяжении Великого поста и в день празднования Светлой Пасхи положено вспоминать библейские события, связанные с этой датой, религиозные традиции и обряды самого праздника. В семьях, где есть дети, конечно же, все приготовления сопровождаются игрой и интересными рассказами. Родителям приходится отвечать на множество вопросов, а значит, и самим восполнять те пробелы, которые у них есть: читать притчи, обращать внимание на те книги, игры и игрушки, которые помогут их детям стать высокодуховными и образованными людьми.
Россия – многонациональная страна, но все же, в большинстве своём, наши истоки – это христианство, и мы говорим сегодня об играх и игрушках, о пользе или вреде оных с точки зрения православия. В 2013-2014 годах мы уже поднимали эту тему и постарались, насколько это было возможно, осветить взгляды представителей различных конфессий, специалистов сферы образования и обычных людей, пользователей соцсетей, блогеров и наших читателей. Но вот, прошло уже несколько лет, и мы решили напомнить вам об этой проблематике, потому как время идёт, а мало что меняется.
Самая злободневная тема – компьютерные игры
Интересное обсуждение я нашла на форуме дискуссионного клуба «Благовест». Зачитавшись, я сначала не обратила внимание, что обсуждение это было ещё в 2006 году, а словно сейчас, ведь вопрос остаётся актуальным для многих родителей.Serge (участник): «Углубление в виртуальный мир через компьютерные игры – это отчуждение людей от Богом созданного мира и отчуждение друг от друга. Отчуждённость – это одно из основных свойств сатаны. Как противовес воссоединения людей в таинстве литургии и причастия в Боге между собой. Отчуждённость, одиночество людей в современном мире – сейчас одна из самых главных бед, которое порождает уныние и отчаяние. Вот так вот, если очень коротко…»
Константин Тетерин (участник): «… Хочу немного добавить к комментарию участника Serge. Самое страшное в компьютерных играх – это не погружение в виртуальный мир, а перенос правил виртуального мира в реальную жизнь. Если в большинстве современных игр игрок выживает за счёт убийства, а часто в качестве дополнительного бонуса ему навязывается идея о некой избранности, то очень вероятно, что впоследствии этот человек будет требовать подобного отношения и в реальном мире.»
«Помню себя в детстве, когда мне купили компьютер. Первое время я не мог наиграться. Однако мой отец – царствие ему небесное – справился с этим довольно быстро – он пробудил во мне интерес к созданию сначала простеньких игр, а потом и программ. Сейчас это переросло в профессию.
Ведь на компьютере можно сделать много чего интересного. Можно, например, вместе с ребёнком открыть собственный блог или лучше сайт, разместить там стихи, рассказы, картинки, или даже простенькие программки, созданные самостоятельно, и пригласить на него участников этого форума. Думаю, если ребёнок увидит, что плоды его труда интересны другим, то ему захочется творить, а не играть. Например, когда мне было 10 лет, я выпускал компьютерную газету, у которой был всего 1 читатель – папин знакомый. Но мне нравилось выпускать её именно потому, что она была кому-то интересна, нравилось само ощущение полезности своего труда.
Кстати, существует игровая отрасль, весьма популярная на западе, предлагающая небольшие, но красочные игры (головоломки, простенькие бегалки-прыгалки). Большинство из этих игр вообще не содержит в себе никакой агрессии (бить и убивать никого не надо ). Также ни одна из них не способна увлечь более чем на пару дней. У нас такие игры предлагает компания Алавар…»
Очень хорошие высказывания, не правда ли? Вот и добавить мне нечего. Чтобы отвлечь детей от того, что угрожает их физическому или психическому здоровью, нужно использовать метод замещения. Но внимание! То, что послужит заменой, должно быть не менее увлекательно, главное найти ту самую «кнопку», затрагивающую центр удовольствия вашего ребёнка. В случае с участником обсуждения Константином Тетериным этой кнопкой послужила любовь к творчеству, в данном случае, создание интеллектуальных продуктов посредством web-инструментов.
Настольные игры – противоречивые суждения
Православные настольные детские игры помогают в простых и доступных для детей игровых образах рассказать детям о христианстве. Да, именно это и является целью подобных игр, но всё ли так просто?Чаще всего православные настольные игры выпускаются небольшим тиражом издательствами православной литературы, иногда авторами-энтузиастами. Тематика их самая разнообразная. Одна игра рассказывает о житие святого, другая учит общехристианским ценностям, третья вообще отсылает к психологии. Давайте рассмотрим некоторые из них поподробнее.
В настольной исторической игре «Монастыри» перед игроками оживут страницы древних летописей. Можно стать очевидцами «монастырской колонизации»: трудов и странствий средневековых монахов, уходящих в дремучие леса и основывающих уединённые скиты. В содержании игры внимательно и бережно воссозданы церковные и бытовые детали русской средневековой жизни. Сюжетной основой послужили летописные материалы и жития подвижников: св. преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Ферапонта Белозерских, Зосимы и Савватия Соловецких, Макария Желтоводского, Корнилия Комельского и других почитаемых святых XIV-XVI вв. При изготовлении игры использованы исключительно натуральные и экологичные материалы: лакированный пенал-коробка; уникальные деревянные фигурки ручной росписи; плотный высококачественный картон.
А вот настольная игра «Бабушки». Сюжет игры разворачивается вокруг выборов церковной старосты на деревенском приходе, состоящем из одних бабушек. Главные персонажи игры – бабушки, составляющие деревенский приход, с их яркими характерами, занятиями и причудами. Будущей старосте придётся подобрать ключик к каждой бабушке. Чтобы добиться необходимой простоты и естественности, авторам игры пришлось потрудиться не только над игровой механикой, но и исследовать религиозно-этнографические и литературные источники.
И вот, по названию данных игр сразу в поисковике мелькают отзывы:
Ирина М.: «Ох... Ни за что не купила бы такую игру для ребёнка. Ни «Бабушек», ни «Монастыри». Для взрослых ещё возможно, в качестве шутки. Хотя шутки на тему монастырей и прихода – дело сомнительное. А ребёнка – избави Бог от таких игрушек. Пусть лучше в какое-нибудь «Зоолото» играет или в игры по сюжетам сказок и мультиков»
Андрей Михайлович: «Кошмарный сон священника…»
Ирина Ива: «С нетерпением ждём следующих игр!»
Для какого возраста выпущены данные игры, не везде указывается. Но то, что они позиционируются как детские, вы можете увидеть на коробке: «К юбилею преподобного Сергия Радонежского выпущена детская игра «Монастыри», хотя на коробке игры «Бабушки» написано 12+.
Очень мне понравился ресурс под названием Мастерская православных детских игр «Емеля» – на нём действительно представлены игры для детей и ничего лишнего. Хороший ассортимент. К тому же, мы уже видим игры, в которые могут играть дошкольники. Например, «Пасхальная игра» предназначена для детей от 6+, нацелена на приобщение детей к начальным знаниям о величайшем событии для всех христиан – Светлом Христовом Воскресении! «Как известно, всё сложное начинается с простого – для этого мы и создали настольную и познавательную «Пасхальную игру», – отмечают её создатели.
Или обратите внимание на набор «Православная игротека». Он замечательно подходит для семейного досуга, праздников и мероприятий, где собирается большая детская компания, и, конечно же, для воскресных школ. В деревянной коробке «Игротеки» помещаются целых три игры: «Детское православное лото», «Православная викторина для детей» и познавательная игра «Рождество»! Всего одним набором «Православной игротеки» можно занять до 20 детей! Возраст игроков – от 6-и лет, а верхняя планка не ограничена, всё зависит от интереса и желания участников.
Компания «Царевич» предлагает развивающую и образовательную Православную игру «Пасха – Светлое Христово Воскресение». Увлекательный досуг для маленького христианина, прекрасное пособие для занятий в воскресных школах. Игра предназначена для детей от 5 лет. «Наши игры не азартны и лишены атмосферы соперничества. Напротив, они пробуждают в детях интерес к традициям и устоям Православной веры и в доходчивой форме, посредством увлекательных игровых упражнений, закладывают основы Церковной культуры», – делятся своими замыслами разработчики.
Вторая игра данного производителя «Пещеры Лавры» погружает нас в мир древней обители Киево-Печерской Лавры. Путешествуя по пещерам, дети выполняют различные задания святых подвижников Киевской Лавры. На пути им встречаются завалы, грунтовые воды, различные тайные переходы. Игрок бросает кубики и совершает ходы: попадая в келию старца, он получает задание на карточке и выполняет его. Вот, например, текст задания на игровой карточке Ильи Муромца: «Знаменитый витязь даже в монашеском облачении внушает трепет своей мощью. Он протягивает вам простую деревянную шкатулку. – Здесь лежит ковчежец с частицей мощей св. Георгия Победоносца. Отнеси его брату Матвею Прозорливому. Был этот ковчежец со мной во многих битвах, а ныне пусть укрепит Матвея в его трудах и молитвах». На карточке указан номер келии, в которую нужно пойти, и нарисованы две жемчужины в награду. Игрок, бросая кубик и минуя все препятствия, доходит до нужной келии, задание считается выполненным, и там он берёт новую карточку и выполняет следующее задание. На карточке изображён святой Илья Муромец и краткое житие его, которое читается вслух, как и задание.
Только мы начали вникать в тему предлагаемых производителями игр православной тематики, как отведённое место в рубрике «Играть или не играть» закончилось. И мы не успели обсудить ещё много интересного, например, не коснулись игрушек возрастной аудитории младших дошкольников. Что ж, посмотрим, насколько вам интересна эта тема, и, если вы захотите, дорогие читатели, мы вернёмся к ней в следующем номере.
Уважаемые читатели!
Так какие игры можно считать правильными с точки зрения канонов православия? Это очень непростой вопрос. Если мы обратимся к высказываниям священнослужителей по этой теме, услышим короткий ответ: «добрыми». И в принципе, данная позиция церкви действительно ставит всё на свои места. Не важно, какой именно сюжет игры и как он визуализирован, главное, чтобы извечная тема добра и зла не искажала представления детей об истине. Возможно, у вас будут и другие мнения? Мы ждём ваши письма на адрес редакции redaktor@i-igrushki.ruАлла Романова, главный редактор
Рекомендуем почитать
- Игрушкапоиск
- А у вас на полках уже есть настольные игры?
- От правильного выбора до покупки!
- Выставка «Скрепка Экспо»
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку