"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2018
Полярный медведь
Цель: знакомить с многообразием животного мира Арктики.
Обучающие задачи: учить выделять общие и характерные признаки строения тела животных, рисовать полярного медведя в естественной среде обитания; уточнить представления о северном сиянии как природном явлении.
Развивающие задачи: развивать зрительное внимание, память, мышление; навыки рисования плоской и круглой кистью.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес и бережное отношение к природе; способствовать обогащению жизненных впечатлений, обмену мнениями и доброжелательному общению со сверстниками при выполнении творческих работ.
Демонстрационный материал: глобус; репродукции картин Р.Ф. Савиновой «Любопытный», Зориной Е.Н. «Этим сияющим зимним днём», Б. Августо «Белый медведь», Р. Бейтман «Медведи на Аляске»; фотографии полярного сияния; белый медведь-игрушка и скульптуры малых форм.
Раздаточный материал: пастель масляная, гуашь, кисти, бумага для рисования А3, полоски белой бумаги 40х10 см, салфетки, вода, овалы разной величины из белой бумаги.
Предварительная работа. Организация и посещение с дошкольниками выставки «Полярный медведь» (игрушки, скульптуры малых форм, фотографии и детские иллюстрированные книги о белых медведях, посуда с изображением полярного медведя). Рассматривание и сравнение изображений белого медведя. Знакомство с народными сказками «Белый медведь и бурый медведь» (ненецкая), «Отчего у белого медведя нос чёрный» (юкагирская), с рассказами В. Чаплиной «Фомка – белый медвежонок» и «Варежка», с главой «Медведи» из книги И. Соколова-Микитова «На тёплой земле», с разделом «Родина белых медведей» из книги С.М. Успенского «Живая Арктика». Обсуждение с детьми интересных эпизодов из детских книг о полярных медведях. Разучивание стихотворений «Белый мишка» Г. Новицкой, «Медведица» А. Тимофеевского. Просмотр мультипликационного фильма «Умка».
Сообщение детям в игровой форме интересных познавательных сведений о белых медведях. Например, когти на его передних лапах длинные (до 10 см), а на задних лапах они намного короче. Между пальцами передних лап есть плавательная перепонка. Ступни покрыты шерстью, на них есть «шишечки», чтобы лапы не скользили по льду. Шерстинки внутри полые, как соломинка для коктейля. Кожа у белого медведя чёрная. Он очень хороший пловец, ныряет он с открытыми глазами, охотится днём и ночью. Летом ест ягоды, корешки, яйца птиц, грибы, мох. В сильные морозы залегает в спячку.
Занятие 1
1. Беседа о белых медведях. Рассмотреть с детьми репродукции картин с изображением белых медведей. Продемонстрировать на глобусе Северный полюс Земли, рассказать об особенностях жизни животных в Заполярье. В ходе беседы выявить представления детей о белых медведях, сформированные в ходе предварительной работы; предложить ответить на вопросы об особенностях его образа жизни и внешнего вида. Рассмотреть фотографии полярного сияния.2. Подготовка фона для рисунка. Сообщить о задании, которое предстоит осуществить. Пояснить детям, что фон нужен такой, чтобы белого медведя было хорошо видно. Для изображения снега и льда предложить использовать белую гуашь и совсем немного фиолетовой или холодной синей «морской» краски, смешивать эти краски сразу на бумаге. Если накладывать краску короткими мазками, будут видны оттенки более светлые и потемнее. Кистью работать в горизонтальном направлении, двигаясь по листу слева направо.
Предложить по желанию нарисовать полынью для охоты, краешек ближнего берега или бугорок, с которого медвежонок может скатываться во время игры. Лунку или полынью можно нарисовать, смешав синюю и фиолетовую краски. Для изображения ближнего берега смешать коричневую краску с охрой.
Красоту полярного сияния передать масляной пастелью на полоске бумаги, раскрашивая её поперёк. Затем на одной из длинных сторон этой полоски способом обрывания сделать неровный край, и приклеить полоску ровным краем к верхней части листа бумаги, на котором идёт подготовка фона.
Полюбоваться с детьми холодными красками далёких арктических просторов.
Занятие 2
1. Обобщение сведений о белом медведе. Создать условия для самостоятельного изложения детьми информации о белом медведе: о его размерах, особенностях шерсти и кожи, строении лап, умении нырять и плавать, о его питании, спячке, происхождении названия «умка», об охране этого животного и международном Дне Полярного медведя.2. Рисование белых медведей. Предложить детям изобразить медведицу и медвежонка; расположить их, как главных героев, поближе к середине рисунка, но так, чтобы они не мешали друг другу. Для определения на рисунке места для белых медведей взять два бумажных овала и положить их там, где планируется нарисовать животных. Посмотреть на заготовку для рисунка издали, уточнить расположение медведей.
Для изображения медведя добавить в белую краску немного охры, убрать большой овал с листа бумаги и на его месте нарисовать кисточкой такой же, смешивая краски на бумаге и используя приём примакивания. Краску наносить лёгкими короткими мазками без нажима, не размазывая. Пока краска не высохла, сухой щетиной слегка проскрести шерстинки.
Обратить внимание детей на следующее: короткую медвежью шею рисуем, два раза примакивая рядом кисточкой; голова маленькая по сравнению с телом, на ней чуткие уши; ноги сильные, ступни похожи на тапочки. На месте маленького овала изображаем малыша. Его можно нарисовать стоящим на задних лапах или катающегося по склону снежной горки, он может лежать на снегу рядом с медведицей или стоять напротив неё.
Предложить нарисовать медведям маленькой «младшей» кисточкой направленные вперёд когти, нос и глаза. Теперь медведи могут полюбоваться полярным сиянием и отправиться на прогулку.
3. Рассматривание детских работ. Предложить детям найти на рисунках самое красивое полярное сияние, самого смелого медвежонка, самого большого медведя, самый настоящий снег и лёд. Похвалить работы друг друга, придумать им названия.
Надежда Тислова, педагог доп. образования
ГБОУ «Школа № 1374», Д/о, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Кожевникова Виктория Витальевна
- Опыты и эксперименты для детей с ЗПР
- Весь мир на ладони
- Как начать продажи на маркетплейсах?
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии