"Игры и Игрушки" №4-2021
Поговорим о нейроупражнениях?
Нейроупражнения – на сегодняшний день, один из наиболее эффективных инструментов коррекции развития в детском возрасте, не имеющих побочных эффектов. Процессы восприятия, внимания, ориентации в пространстве, памяти, речи, эмоциональной сферы – определяют успех в развитии и обучении ребёнка. Нейроупражнения активно формируют нейронные связи в разных зонах мозга, улучшают межполушарное взаимодействие, как следствие, ребёнок становится успешным в любом виде деятельности, а это ли не радость для любого родителя!
Применять нейроупражнения рекомендовано, безусловно, всем детям, но особое внимание следует уделить, если: ребёнок вас не слышит и не запоминает просьбы; слишком медлительный или, наоборот, слишком активный; быстро устаёт, не любит ходить пешком; у него слабые или наоборот, перенапряжённые мышцы; малыш неловок, неуклюж, не чувствует своё тело; трудности в поведении и социализации; эмоционально неустойчив; быстро теряет интерес к чему-либо; целенаправленную деятельность выполняет с трудом; ему сложно даётся обучение; не понимает прочитанное, не может пересказать; пропускает буквы на письме; «зеркалит» буквы и цифры; есть сложности с рисованием, трудности в счёте и в решении математических задач; речевые трудности.
Основные принципы применения нейроупражнений:
- Дыхательные практики можно применять для улучшения эмоционального контроля, расслабления, снятия тревожности, улучшения концентрации и памяти. Выполняем в положении стоя, сидя, лёжа. Сначала пусть ребёнок просто спокойно и ровно подышит. Далее скажите ему: «Представь, что твоё дыхание – это лифт. Чтобы он двигался вверх, тебе надо вдыхать через нос, а чтобы спускался вниз – через рот». Далее варианты: доставить воздух к определённой части тела или подышать на счёт с задержкой дыхания.
- Двигательные игры и упражнения координируют работу мозга и тела, стимулируют способность к переключению. Варианты игр: «День-ночь» - когда мы чередуем движение и статику, «Речка-берег», где дети перепрыгивают со стороны «речки» на сторону «берега» под команды взрослого - тренировка внимания, быстрой реакции. Разнообразные пальчиковые упражнения. Как вариант, который незаслуженно редко используют, это игры с пальцами ног: шевелить пальчиками, затем усложнять, шевеля пальчиками по очереди, поднимать и перекладывать предметы пальцами ног – это полезно и весело.
Хорошо иметь в каждом доме: мячики (разного цвета, размера, с пупырышками), крупные кубики-кирпичи, верёвочки, балансиры, нейроскакалку (или обычную скакалку) – пусть ребёнок двигается как можно разнообразнее! Сочетайте игры с этими предметами с решением интеллектуальных задач (посчитай, построй, прыгай, одновременно декламируя стишок) – это усиливает эффект занятий в разы!
Игры, развивающие органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы. Так, активно стимулируя органы чувств ребёнка, вы формируете нейронные связи в нужных зонах мозга, впоследствии это поможет быстрее и успешнее обучаться новым видам деятельности. Например, «Угадай, что это?» - с завязанными глазами определить предмет, вкус, запах, звук. При этом обязательно меняйтесь с ребёнком местами, «ошибайтесь», пусть он вас исправляет – это формирует ситуацию успешности.
Игры, направленные на тренировку пространственного мышления, внимания и контроля. Робот-ведущий управляет игроком с завязанными глазами для достижения какой-то цели (например, ребёнок управляет мамой, чтобы она загрузила белье в стиральную машинку, или мама управляет ребёнком, который должен дойти до игровой площадки).
Совместный «Поиск сокровищ». Начните с зарисованной вами схематичной карты одной комнаты, затем всей квартиры, двора. Используйте шифрованные послания. Идей для подобных игр множество – это полезно и интересно. А для самых занятых есть прекрасные варианты готовых квестов с поиском «сокровищ».
Настольные игры: шашки, шахматы, домино, карты, популярные «Монополия», «Дженга», «Уно». Тренируем внимание, концентрацию, координацию, а также способность анализировать ситуацию, планировать свои действия, сотрудничать.
Ежедневная традиция общения (семейный обед/ужин, время перед сном). В общении можно узнать о победах или сложностях ребёнка, в ответ рассказать о своих. Так вы значительно улучшите речь ребёнка, понимание своих чувств, желаний, коммуникативные навыки. Читайте и обсуждайте книги, смотрите вместе мультфильмы и фильмы с последующим обсуждением – помимо пользы для развития мозга ребёнка, бонусом вы «получите» прекрасные близкие взаимоотношения.
И напоследок: если втянуться и самим не воспринимать занятия как трату времени, а относиться как к приятному времяпровождению, где мы, взрослые, можем лишний раз пообщаться со своими детьми, всё будет легко и просто! А самое главное - будет больше пользы!
Применять нейроупражнения рекомендовано, безусловно, всем детям, но особое внимание следует уделить, если: ребёнок вас не слышит и не запоминает просьбы; слишком медлительный или, наоборот, слишком активный; быстро устаёт, не любит ходить пешком; у него слабые или наоборот, перенапряжённые мышцы; малыш неловок, неуклюж, не чувствует своё тело; трудности в поведении и социализации; эмоционально неустойчив; быстро теряет интерес к чему-либо; целенаправленную деятельность выполняет с трудом; ему сложно даётся обучение; не понимает прочитанное, не может пересказать; пропускает буквы на письме; «зеркалит» буквы и цифры; есть сложности с рисованием, трудности в счёте и в решении математических задач; речевые трудности.
Основные принципы применения нейроупражнений:
- Игра. Она определяет развитие жизни ребёнка.
- Движение – основа. Около 90% наших нейронов – двигательные. Не забывайте активничать!
- Соизмерение с возрастными особенностями и возможностями именно вашего ребёнка.
- Систематичность: лучше каждый день заниматься 15 минут, чем 1 раз в неделю – час.
- Последовательность, постепенность усложнений.
- Дыхательные практики можно применять для улучшения эмоционального контроля, расслабления, снятия тревожности, улучшения концентрации и памяти. Выполняем в положении стоя, сидя, лёжа. Сначала пусть ребёнок просто спокойно и ровно подышит. Далее скажите ему: «Представь, что твоё дыхание – это лифт. Чтобы он двигался вверх, тебе надо вдыхать через нос, а чтобы спускался вниз – через рот». Далее варианты: доставить воздух к определённой части тела или подышать на счёт с задержкой дыхания.
- Двигательные игры и упражнения координируют работу мозга и тела, стимулируют способность к переключению. Варианты игр: «День-ночь» - когда мы чередуем движение и статику, «Речка-берег», где дети перепрыгивают со стороны «речки» на сторону «берега» под команды взрослого - тренировка внимания, быстрой реакции. Разнообразные пальчиковые упражнения. Как вариант, который незаслуженно редко используют, это игры с пальцами ног: шевелить пальчиками, затем усложнять, шевеля пальчиками по очереди, поднимать и перекладывать предметы пальцами ног – это полезно и весело.
Хорошо иметь в каждом доме: мячики (разного цвета, размера, с пупырышками), крупные кубики-кирпичи, верёвочки, балансиры, нейроскакалку (или обычную скакалку) – пусть ребёнок двигается как можно разнообразнее! Сочетайте игры с этими предметами с решением интеллектуальных задач (посчитай, построй, прыгай, одновременно декламируя стишок) – это усиливает эффект занятий в разы!
Игры, развивающие органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкусовые рецепторы. Так, активно стимулируя органы чувств ребёнка, вы формируете нейронные связи в нужных зонах мозга, впоследствии это поможет быстрее и успешнее обучаться новым видам деятельности. Например, «Угадай, что это?» - с завязанными глазами определить предмет, вкус, запах, звук. При этом обязательно меняйтесь с ребёнком местами, «ошибайтесь», пусть он вас исправляет – это формирует ситуацию успешности.
Игры, направленные на тренировку пространственного мышления, внимания и контроля. Робот-ведущий управляет игроком с завязанными глазами для достижения какой-то цели (например, ребёнок управляет мамой, чтобы она загрузила белье в стиральную машинку, или мама управляет ребёнком, который должен дойти до игровой площадки).
Совместный «Поиск сокровищ». Начните с зарисованной вами схематичной карты одной комнаты, затем всей квартиры, двора. Используйте шифрованные послания. Идей для подобных игр множество – это полезно и интересно. А для самых занятых есть прекрасные варианты готовых квестов с поиском «сокровищ».
Настольные игры: шашки, шахматы, домино, карты, популярные «Монополия», «Дженга», «Уно». Тренируем внимание, концентрацию, координацию, а также способность анализировать ситуацию, планировать свои действия, сотрудничать.
Ежедневная традиция общения (семейный обед/ужин, время перед сном). В общении можно узнать о победах или сложностях ребёнка, в ответ рассказать о своих. Так вы значительно улучшите речь ребёнка, понимание своих чувств, желаний, коммуникативные навыки. Читайте и обсуждайте книги, смотрите вместе мультфильмы и фильмы с последующим обсуждением – помимо пользы для развития мозга ребёнка, бонусом вы «получите» прекрасные близкие взаимоотношения.
И напоследок: если втянуться и самим не воспринимать занятия как трату времени, а относиться как к приятному времяпровождению, где мы, взрослые, можем лишний раз пообщаться со своими детьми, всё будет легко и просто! А самое главное - будет больше пользы!
Елена Климова,
семейный психолог, г.Тула
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку