"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2013
Погода в доме
1. «Я сам смогу!», — говорит ваш ребёнок, проявляя самостоятельность. Вы:
а) ограничиваете самостоятельность ребёнка (мой ребёнок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если сделает, то обязательно не так);
б) ничего не запрещаете и не ограничиваете ребёнка, т.е. предоставляете полную свободу действий;
в) поощряете личную ответственность и самостоятельность ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями;
г) решаете за него все возникающие проблемы и бдительно следите за его поведением (желание моего ребёнка — для меня закон).
2. Доверяете ли вы своему ребёнку:
а) ребёнок не должен иметь секретов от родителей;
б) он уже взрослый и всё знает сам;
в) доверяй, но проверяй и тогда, возможно, доверие станет залогом правильных поступков;
г) я не доверяю своему ребёнку.
3. Как часто вы дарите ребёнку ласку:
а) у нас в семье не принято «сюсюкать»;
б) меня не очень интересуют эмоциональные проявления ребёнка;
в) постоянно испытываю чувство привязанности и чуткое отношение к запросам ребёнка;
г) стремление постоянно быть около ребёнка, необоснованная тревога, что с ним может что-то произойти.
4. Если ваш ребёнок капризничает, вы:
а) используете выговор и физическое наказание. Строгая дисциплина в детстве развивает характер;
б) не предпринимаете никаких действий — покапризничает и перестанет;
в) объясняете нормы поведения в социуме: что хорошо, а что плохо;
г) не задумываясь, выполняете его каприз.
5. Как вы реагируете на успехи вашего ребёнка:
а) его успехи зависят от его послушания;
б) молодец, весь в маму!
в) радуюсь вместе с ними и стараюсь поощрять;
г) мой ребёнок умеет всё, если захочет.
А теперь посмотрим на ответы и определим, какие буквы преобладают:
а) — Фрекен Бок;
б) — Спящая красавица;
в) — Мери Поппинс;
г) — Курица-наседка.
Стили семейного воспитания
Фрекен Бок (авторитарный стиль)
Домомучительнице Фрекен Бок нужны умелые и послушные домочадцы, она чрезмерно придирчива к детям, требует от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям и постоянно чему-то учит.Родители убеждены, что имеют все права на ребёнка — наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу и самостоятельность, навязывать свои вкусы. Не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Пошаговый контроль над действиями ребёнка исключает не только возможность свободы для него, но и доверие между детьми и родителями, подавляет поисковую активность, гасит инициативу и воображение. На этой почве возникают конфликты, у детей развивается чувство неполноценности и отверженности.
Все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету. Они враждебны или недоброжелательны к ребёнку, исключают душевную близость с детьми (не дают ему нужной ласки, теплоты), поэтому между ребёнком и родителями редко возникает чувство привязанности, а это ведёт к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности.
При таком воспитании забитые, робкие, вечно под страхом наказаний и оскорблений дети вырастают пугливыми, неряшливыми, с трудом адаптируются к новым условиям. У них возникает двойственность (это я скажу маме с папой, а на самом деле я поступлю иначе), которая приводит в конечном итоге к лицемерию и лукавству.
Рекомендации по преодолению стиля:
- Не препятствовать проявлениям у детей самостоятельности и активности.
- Дать возможность ребёнку выявить свою индивидуальность.
- Максимальная требовательность старших должна сочетаться с максимальным доверием и уважением к ребёнку.
- Ребёнку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве он оказывается гораздо умнее и сильнее.
Спящая красавица (попустительский стиль)
Легко догадаться, что она постоянно спит. Окружающая действительность для неё не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грёзам наяву).Родитель, занимающий позицию Спящей красавицы, находится вне ситуации взаимодействия с детьми, он предоставляет их самим себе. Ребёнок не получает в семье ни тепла, ни внимания, никем не контролируется, не направляется, не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указания родителей, для которых характерно неумение, неспособность и нежелание руководить детьми. Предоставленные сами себе, дети варятся в собственном соку, никто не формирует у них навыки социальной жизни, не обучает пониманию, «что такое хорошо, а что такое плохо».
Неспособность семьи контролировать жизнь собственного ребёнка приводит к тому, что дети не умеют учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности.
У таких детей возможны серьёзные нарушения поведения, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у них не сформированы. Воспринимая отношение родителей, которое можно охарактеризовать как безнадзорность, ребёнок чувствует страх и неуверенность, что порождает неорганизованность и отсутствие целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития.
Недостаток руководства со стороны родителей, как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, приводит детей к деструктивному поведению, которое тормозит психическое развитие.
Рекомендации по преодолению стиля:
- Установка партнёрских отношений и общение на равных.
- Честность с ребёнком во всех случаях, а если что-то не получается, этому должно быть объяснение.
Мери Поппинс (сотрудничество, демократический стиль)
Весьма доверчивая, открытая и хорошо воспитанная особа, замечательно рассказывающая разные истории и хорошо представляющая, как следует вести себя в разных ситуациях. Она — истинная леди и «полное совершенство во всех отношениях», волшебница, но только посвятившая себя исключительно детским делам и проблемам. Все чудеса, совершённые ею, имеют ценность лишь в мире детей, их фантазий и мечтаний.Будничный мир взрослых, в котором приходится жить детям, становится с приходом Мери Поппинс таким, каким дети всегда его представляли в воображении, наполненным всевозможными чудесами.
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют самим регулировать своё поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.
Воспитание в семье держится на любви к детям, родители принимают ребёнка таким, какой он есть, обеспечивают ему поддержку и веру в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра у него это обязательно получится.
Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует ответственное социальное поведение.
Рекомендации:
- Если поощрять любознательность ребёнка, повышается уровень развития его интеллектуальных способностей.
Курица-наседка (гиперопека, кумир в семье)
Она очень любит своих детей-цыплят. Сначала долго их высиживает, потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает и стремится удовлетворить все желания и прихоти. Она постоянно тревожится о своём потомстве, кудахчет, скликая «цыплят» под своё крыло, под свой неусыпный контроль.Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых, стремятся постоянно быть около ребёнка, решать за него все проблемы. При таком стиле воспитания выполняются малейшие капризы ребёнка, вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти.
Ребёнок лишён самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Он привыкает к тому, что за него кто-то всё решает, и не остаётся ничего другого, как подчиняться чужой воле. Из таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, не приспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Эгоизм, безответственность, потребительское отношение к окружающим — вот следствия такого воспитания. Внешняя забота приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению у ребёнка собственной значимости, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Рекомендации по преодолению данного стиля:
- Не препятствовать проявлениям самостоятельности и активности.
- Дать возможность проявить свою индивидуальность.
- Установка партнёрских отношений и общение на равных.
- Честность во всех случаях с ребёнком, а если что-то не получается, то этому должно быть объяснение.
- Разделять интересы и желания своего ребёнка.
Лариса Варламова, педагог-психолог д/с
компенсирующего вида №53 «Чайка», г.о. Тольятти
Рекомендуем почитать
- Бабушкино воспитание
- Деревянные игрушки "Пелси"
- Всё что надо для развития ребёнка - игры Воскобовича
- Развитие детей дошкольного возраста посредством световых технологий
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии