"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Подвижные игры под русскую народную музыку
Народные игры всегда вызывают у детей большой интерес и легко разучиваются, т.к. в них используются потешки, прибаутки, зарифмованные стороки. Потешки легко запоминаются, легко ложатся на простые, незамысловатые мелодии. Малышам удобно их исполнять исходя из своих голосовых данных. Народные игры многофункциональны. Только в одной игре ребёнок сразу может петь, ритмично двигаться или плясать и выполнять соревновательные движения. Развивается музыкальный слух, чувство ритма.
Броские атрибуты этих игр привлекают внимание, вызывают интерес. Яркие платки, расписные ложки, народные костюмы придают особый колорит. Такие игры производят впечатление, их не забывают, в них играют.
Есть дети, которые испытывают дискомфорт в общении, трудности в освоении какого-то материала, стесняются проявить самостоятельность в действиях. Участвуя в народных играх, каждый ребёнок чувствует себя частью большого детского коллектива, и в то же время он имеет возможность проявить свою индивидуальность, творческие способности. В игре дошкольники учатся сопереживать и помогать товарищам, находить выход из проблемных ситуаций, самостоятельно принимать решения и исполнять их.
Предлагаю вниманию читателей варианты игрового музыкального досуга, в котором с удовольствием принимают участие наши воспитанники и их родители. По желанию мелодии, игры, хороводы, прибаутки могут быть изменены.
Русская народная игра «Барашеньки»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий — Иванушка.Дети все вместе: Барашеньки, крутороженьки, (Дети, взявшись за руки, идут по кругу.)
По горам, ходили, (Руки на пояс, топающим шагом по кругу.)
По лесам бродили.
В скрипочку играли, (Остановиться, повернуться в круг лицом, имитация игры на скрипке.)
Ваню потешали. (Руками показать на Ваню.)
Ваня, Ваня, простота, (Кулачок на бочок. Пружинки с поворотами.)
Купил лошадь без хвоста. (Прыжком развернуться лицом из круга.)
Сел задом наперёд (Пружинки, руками держат «поводья».)
И поехал в огород.
С концом текста Ваня догоняет детей, они убегают на места.
Русская народная игра «Селезень»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий — Селезень. Идут по кругу вправо, водящий — по кругу влево.Дети все вместе: Селезень утку догонял,
Молодой серу догонял.
Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой.
У тебя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая — сама.
Поцелуй скорей меня!
С последним словом Селезень останавливается перед девочкой. Она убегает от него за спинами детей по кругу. Селезень догоняет Уточку. Уточка старается убежать и вернуться на своё место. Если Селезень ловит Уточку, то ведет её в центр круга и целует в щечку. Игра повторяется несколько раз.
Пальчиковая игра «Бабушка-келейница»
Дети все вместе: Уж ты, бабушка-келейница, (Руки в замке, вращение большими пальцами.)Золотая рукодельница, (Моторчик руками.)
В решете да воду нашивала, (Растопырив пальцы, движение руками вперёд-назад.)
В сапоге лапшу выкрашивала, (Проводить кулаками по бёдрам, стирка.)
Топором траву выкашивала. (Ребром ладони проводить между пальцами. Зацепить большие пальцы рук друг за друга, махать ладонями, как крыльями.)
У вороны масло спрашивала. (Поднимаясь на носочках вверх, тереть ладони друг о друга.)
На полатях стога смётывала, («Тарелочки» — скользящие хлопки ладошками — вниз и в конце хлопок.)
И сама оттуда слётывала.
Русская народная игра «Шатёр»
(любая плясовая русская народная мелодия)Ребёнок: Мы весёлые ребята.
Соберёмся в три кружка.
Поиграем и попляшем,
Игра наша хороша!
Дети встают в круги вокруг трёх стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные. Водят хоровод вокруг каждого платка. Затем собираются в общий хоровод и пляшут. В это время платки меняют местами. По сигналу нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, растянув за углы.
Дети все вместе: Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Самовар в руках несу,
Прибауточку пою.
Эх, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!
Прибауточкой встречай!
Не красна изба углами,
А красна пирогами!
Также в своей работе я использую игры по следующим материалам:
Игра «Никанориха»: «Фольклорные праздники» для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Гусли звончатые». Составители: С.И. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2001, стр.11
Танец «Ожившие игрушки»: Сборник Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика»-4, г. Санкт-Петербург, 2006, издательство «Музыкальная палитра», стр. 17
Песня «Русский чай»: Журнал «Колокольчик». г. Санкт-Петербург, 2000, №19, стр. 6
Лидия Караваева, музыкальный руководитель
дошкольного отделения ГБОУ СОШ № 218 г.Москвы
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии