"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2018
Подвижная игра «Убежало молоко»
Подвижная игра «Убежало молоко» была разработана нами для старших дошкольников. Она направлена на развитие скоростных качеств детей, ловкости и ориентировки в пространстве, а также закрепления представлений по теме «Полезные продукты». Апробация игры в старших и подготовительных группах детского сада показала, что дети проявляют к участию в ней устойчивый интерес. Игра пользуется большой популярностью, потому что участники могут проявить не только умения быстро бегать, уворачиваться и прятаться, но и навыки планирования своих действий в соответствии с игровой ситуацией, нахождения более выгодных решений для «спасения» при ориентировке на игровом поле. В дальнейшем мы адаптировали игровые правила, учитывая особенности развития дошкольников 3-5 лет, и теперь с успехом проводим игру с детьми младшей и средней группы.
Игра «Убежало молоко» построена по принципу «Ловишки с домиками». Её простой сюжет и доступные правила способствуют проявлению дошкольниками в яркой игровой совместной деятельности самостоятельности, навыков общения и положительных эмоций. Играть можно на спортивной или игровой площадке во время прогулки и в зале. Количество участников игры зависит от размеров игрового поля: на площади 100 м2 могут играть от 25 до 40 детей.
Задачи игры: развивать внимание, быстроту и ловкость движений, умение ориентироваться в пространстве и действовать в группе; закреплять представления о кухонной утвари и молочных кашах.
Оборудование: 4 обруча (для зала) или нарисованных мелом круга диаметром 1 м (для улицы), 1 обруч или круг диаметром 2 м; «черпак» в виде мягкого поролонового обруча для водящего. Возможны атрибуты – косынка, фартук.
Роли. Водящим в игре является Хозяйка, которая хочет сварить молочную кашу. Остальные игроки – это убегающее молоко.
Правила игры
Вариант 1. По углам игрового поля рисуем 4 круга или кладём 4 обруча. Это свободные «кастрюли», в которых спрячется убежавшее молоко. Большой круг или обруч - это «кастрюля» Хозяйки для каши, его располагаем в центре игрового поля. Хозяйку участники игры выбирают с помощью считалки или по желанию. Она с «черпаком» в руках встаёт в большой круг, и дети идут вокруг него, приговаривая.Дети: Закипело молоко,
Из кастрюли потекло,
Вниз по лестнице скатилось,
От хозяйки прочь пустилось.
Хозяйка: Чтобы кашу мне сварить, нужно молоко ловить!
Дошкольники убегают от Хозяйки врассыпную, а при её приближении прячутся в пустых «кастрюлях». Ловить там игроков запрещено. Находиться в каждой «кастрюле» можно не более 5-и секунд, и это время дети отсчитывают самостоятельно.
Хозяйка ловит играющих «черпаком». Если она закинула или одела «черпак» на участника игры, он считается пойманным и встаёт в хозяйскую «кастрюлю». После окончания игры все собираются у «кастрюли с кашей». Хозяйка называет крупу, из которой сварена молочная каша, а дети сообщают название этой каши и считают количество порций пойманного молока в «кастрюле».
Усложнение правил. В каждой пустой «кастрюле» может спрятаться только определённое количество игроков. Игрок считается пойманным, если он пробежал по кругу, обозначающему хозяйскую «кастрюлю». Можно уменьшить количество пустых «кастрюль»; а также обозначить кругами или обручами разного цвета «кастрюли» для мальчиков и для девочек.
Вариант 2. Для детей младшей и средней группы игру организуем как «Ловишки с обручем», без использования «пустых кастрюль».
Вариант 3. Для детей с нарушениями речи «пустые кастрюли» используем в качестве места для выполнения упражнений, развивающих чувство ритма, координацию, способствующих автоматизации звуков и других. Например, предлагаем выполнить кинезиологические упражнения «Ухо – нос», «Кочерга»; прохлопать нарисованный на карточке ритм; поднять вверх левую руку, стоя на правой ноге; проговорить в разном темпе чистоговорки.
Упражнения оформляем на карточках, по которым дошкольники выполняют задания самостоятельно, либо перед игрой даём словесное указание о том, что нужно выполнить в каждой «кастрюле». Учитывая кратковременность пребывания в «пустой кастрюле» по правилам игры, упражнения подбираем несложные и знакомые детям.
Вариант 4. Игру в музыкальном сопровождении можно использовать на праздниках. Предлагаем дошкольникам встать по периметру зала или в большой круг и передвигаться друг за другом бегом, когда звучит музыка, и останавливаться, когда она замолкает. По пути движения играющих в 4-х местах ставим «кастрюли», каждую из них обозначают двое взрослых или детей. Они стоят лицом друг к другу со сцепленными вверху руками, образуя проход для играющих - воротики. Во время игры действуют следующие правила: нельзя оббегать «кастрюли», пойманным игрокам запрещается выпрыгивать из них или разрывать сцепленные руки; когда «кастрюля» состоит из нескольких человек, игроки, могут пробегать под любыми воротиками из сцепленных рук с разных сторон, а не только друг за другом.
Звучит музыка, дошкольники проговаривают приведённое в варианте 1 четверостишье, затем бегут друг за другом и пробегают под поднятыми «кастрюлями» руками. Когда музыка прерывается, «кастрюли» опускают руки и ловят детей. Все, кто попал «в кастрюли», берутся за руки с обозначающими их участниками игры. Так «кастрюли» увеличиваются в диаметре. По окончанию игры определяем самую большую «кастрюлю». Каждая «кастрюля» называет кашу, которая в ней приготовлена.
Людмила Масьярова, воспитатель
инструктор по физкультуре
МБДОУ ЦРР – Д/с № 56,
г. Глазов, Удмуртская республика
Рекомендуем почитать
- Формирование навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде
- Окружающий мир глазами детей
- От любви до ревности – один шаг!
- Подарю ромашку я
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии