"Игры и Игрушки" №1-2012
Плюшевые микробы
Сколько раз вы повторяли малышу, что нужно чистить зубы перед сном, что грязные руки нельзя тащить в рот, а перед едой их обязательно нужно мыть с мылом? И как часто ребёнок, забывшись, тянет в рот игрушку, которая только что валялась в песке…
Конечно, детскому сознанию сложно усвоить эти «взрослые» правила — особенно, без простых и понятных ему объяснений. Есть довольно простые принципы.
Хит у родителей Европы и США — гигантские микробы. Это один из самых популярных лотов на мировых аукционах Ebay и Amazon, где продано около 1 000 000 плюшевых бактерий и вирусов. 10 лет эти игрушки не сдают своих позиций, оставаясь популярными, а сегодня они доступны и российским покупателям.
Ассортимент гигантских микробов уже давно не ограничивается бактериями и вирусами — здесь и клетки человеческого организма, и увеличенные частички лекарств, например, пенициллиновой плесени. Вариантов для обучающих игр с этим оригинальным плюшевым зоопарком — множество. Вы можете наглядно продемонстрировать, как лейкоциты — белые кровяные тельца, отвечающие в организме за иммунитет, борются с вредными бактериями стрептококка, вызвавшего у малыша боль в горле. Линейка гигантских микробов уже насчитывает более 100 плюшей, не считая дополнительных наборов, и постоянно пополняется новыми забавными персонажами.
Среди них:
Несложно представить, какой популярностью пользуются GiantMicrobes. Ведь они применимы в самых разных ситуациях — будь то игрушка для ребёнка, дидактический материал в школе, сувенир для заболевшего друга, наглядное пособие в больнице. Как говорит сам изобретатель гигантских микробов, Дрю Оливер, они созданы для развлечения, шуток и образования, и с этими своими задачами плюшевые бактерии справляются. Основной концепт, на котором строится ассортимент игрушек его компании, звучит как «Увеличь всё, что скрыто». Некоторые персонажи GiantMicrobes таким образом увеличены в 1 000 000 раз! Каждая игрушка базируется на реальном прототипе — клетке, бактерии, вирусе или другом паразите, но, конечно, создается в адаптированном для детского воображения дизайне. Поэтому гигантские микробы, даже возбудители действительно страшных болезней, не пугают детей, но по их внешнему виду понятно, что они — «плохие» персонажи.
Размер большинства игрушек серии около 15–20 см, но есть и специальные, ещё больше увеличенные куклы по 30–40 см. В основном они изготавливаются из мягкого плюша, но есть и новинки — гнущиеся виниловые фигурки. Цена на гигантские микробы довольно демократичная — от 350 р. за штуку.
Наталья Юрьевна Матушкина, начальник координационно-аналитического отдела Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек
На современном рынке постоянно появляется всё более странная продукция. Например, Giant Microbes — гигантские микробы и клетки. Насколько это нужно ребёнку? Авторы утверждают, что это наглядное пособие может помочь объяснить ребёнку трудные вопросы.
Почему не надо покупать подобную продукцию?
Первое: каждому знанию — своё время. Есть знания, понимание которых требует развитого абстрактного мышления. Детское восприятие отличается от взрослого. Не следует объяснить дошкольникам, что такое логарифмы, атомы, целлюлоза, вирусы Эпштейна Барра и прочее. Неслучайно анатомия, клеточная биология, вирусология преподаются в старших классах. Преждевременно обременяя детей знаниями, мы формируем отвращение к учебной деятельности и бессистемные представления.
Второе противоречие содержится в самих образах микробов. С их помощью предполагается рассказывать о болезнях и об опасностях, при этом ребёнку предлагаются плюшевые хламидии и сифилис с глазами. Что он должен с ними делать? Заботиться об этих немного странных, но всё-таки одушевлённых, тем более подаренных ему персонажах? Или предполагается, что ребёнок будет их уничтожать, борясь с болезнями и недугами? Как должен играть малыш с плюшевым герпесом, чтобы понять, почему у него на губе болячка? Предлагая подобные игрушки, мы разрушаем целостность игрового замысла и нивелируем развивающую ценность игры.
Наконец, третье: есть этические проблемы, осмысление и переживание которых требует жизненного опыта и личностного развития. Ребёнок воспринимает себя целостно, не разделяя себя на органы с их функциональным значением. Аналитический подход к познанию тела формируется постепенно в школьном возрасте. Если мы будем показывать ребёнку плюшевые риновирусы и объяснять, что они живут в нём, а когда он пьёт горькие таблетки, то риновирусы у него внутри умирают, дитя должно не испытывать радость от выздоровления, а ощущать себя кладбищем риновирусов. Этот же аспект появляется и при разговорах с детьми о сексе. Не следует объяснять ребёнку всю физиологическую природу его появления на свет. Подробные механистические выкладки дезориентируют, пугают и часто травмирует детей.
К сожалению, появление новой продукции неминуемо ведёт к спросу и распространению товара среди детей. Остаётся надеяться на критичность и вдумчивость родителей и педагогов.
Дорогие читатели! Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru
Конечно, детскому сознанию сложно усвоить эти «взрослые» правила — особенно, без простых и понятных ему объяснений. Есть довольно простые принципы.
- Не обманывайте ребёнка. Дети тонко чувствуют ложь, даже если и не всё понимают.
- Будьте проще. Сложные научные выкладки не подойдут для ребёнка. Совсем необязательно рассказывать сразу и всё, не перегружайте малыша лишней информацией.
- Используйте визуальные образы. До 12–14 лет у детей больше развито именно образное мышление. Главное, не увлекайтесь реалистичностью — все материалы, иллюстрации должны быть адаптированы к детскому возрасту.
Хит у родителей Европы и США — гигантские микробы. Это один из самых популярных лотов на мировых аукционах Ebay и Amazon, где продано около 1 000 000 плюшевых бактерий и вирусов. 10 лет эти игрушки не сдают своих позиций, оставаясь популярными, а сегодня они доступны и российским покупателям.
Ассортимент гигантских микробов уже давно не ограничивается бактериями и вирусами — здесь и клетки человеческого организма, и увеличенные частички лекарств, например, пенициллиновой плесени. Вариантов для обучающих игр с этим оригинальным плюшевым зоопарком — множество. Вы можете наглядно продемонстрировать, как лейкоциты — белые кровяные тельца, отвечающие в организме за иммунитет, борются с вредными бактериями стрептококка, вызвавшего у малыша боль в горле. Линейка гигантских микробов уже насчитывает более 100 плюшей, не считая дополнительных наборов, и постоянно пополняется новыми забавными персонажами.
Среди них:
- Распространённые бактерии и вирусы — риновирус, вирусы гриппа, в том числе птичьего и свиного, стрептококк, сальмонелла, кишечная палочка и многие другие.
- Редкие микробы — в том числе чумная палочка, вирус Эбола, холерный вибрион или бактерия-возбудитель сибирской язвы.
- Водные жители — такие как клетки водорослей и планктона, паразиты, заражение которыми происходит при плавании или употреблении некипячёной воды.
- Профессиональные инфекции — те, которым подвержены специалисты определенных профессий. Среди них — вирус СПИДа, полиомиелита, гепатита, туберкулёзная палочка.
- Тропические паразиты — возбудители африканской сонной болезни, лейшманиоза, малярии.
- Крупные паразиты — красный и чёерный муравьи, постельный клоп, блохи, клещи, жуки-точильщики и другие.
- Высокозаразные инфекции — например, вирус кори, ветряной оспы, краснухи, золотистый стафилококк.
- Клетки человеческого тела — половые, нервные, сердечные, кровяные, костного мозга, кожи.
Несложно представить, какой популярностью пользуются GiantMicrobes. Ведь они применимы в самых разных ситуациях — будь то игрушка для ребёнка, дидактический материал в школе, сувенир для заболевшего друга, наглядное пособие в больнице. Как говорит сам изобретатель гигантских микробов, Дрю Оливер, они созданы для развлечения, шуток и образования, и с этими своими задачами плюшевые бактерии справляются. Основной концепт, на котором строится ассортимент игрушек его компании, звучит как «Увеличь всё, что скрыто». Некоторые персонажи GiantMicrobes таким образом увеличены в 1 000 000 раз! Каждая игрушка базируется на реальном прототипе — клетке, бактерии, вирусе или другом паразите, но, конечно, создается в адаптированном для детского воображения дизайне. Поэтому гигантские микробы, даже возбудители действительно страшных болезней, не пугают детей, но по их внешнему виду понятно, что они — «плохие» персонажи.
Размер большинства игрушек серии около 15–20 см, но есть и специальные, ещё больше увеличенные куклы по 30–40 см. В основном они изготавливаются из мягкого плюша, но есть и новинки — гнущиеся виниловые фигурки. Цена на гигантские микробы довольно демократичная — от 350 р. за штуку.
Мнение психолога
Как играть плюшевым Риновирусом?Наталья Юрьевна Матушкина, начальник координационно-аналитического отдела Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек
На современном рынке постоянно появляется всё более странная продукция. Например, Giant Microbes — гигантские микробы и клетки. Насколько это нужно ребёнку? Авторы утверждают, что это наглядное пособие может помочь объяснить ребёнку трудные вопросы.
Почему не надо покупать подобную продукцию?
Первое: каждому знанию — своё время. Есть знания, понимание которых требует развитого абстрактного мышления. Детское восприятие отличается от взрослого. Не следует объяснить дошкольникам, что такое логарифмы, атомы, целлюлоза, вирусы Эпштейна Барра и прочее. Неслучайно анатомия, клеточная биология, вирусология преподаются в старших классах. Преждевременно обременяя детей знаниями, мы формируем отвращение к учебной деятельности и бессистемные представления.
Второе противоречие содержится в самих образах микробов. С их помощью предполагается рассказывать о болезнях и об опасностях, при этом ребёнку предлагаются плюшевые хламидии и сифилис с глазами. Что он должен с ними делать? Заботиться об этих немного странных, но всё-таки одушевлённых, тем более подаренных ему персонажах? Или предполагается, что ребёнок будет их уничтожать, борясь с болезнями и недугами? Как должен играть малыш с плюшевым герпесом, чтобы понять, почему у него на губе болячка? Предлагая подобные игрушки, мы разрушаем целостность игрового замысла и нивелируем развивающую ценность игры.
Наконец, третье: есть этические проблемы, осмысление и переживание которых требует жизненного опыта и личностного развития. Ребёнок воспринимает себя целостно, не разделяя себя на органы с их функциональным значением. Аналитический подход к познанию тела формируется постепенно в школьном возрасте. Если мы будем показывать ребёнку плюшевые риновирусы и объяснять, что они живут в нём, а когда он пьёт горькие таблетки, то риновирусы у него внутри умирают, дитя должно не испытывать радость от выздоровления, а ощущать себя кладбищем риновирусов. Этот же аспект появляется и при разговорах с детьми о сексе. Не следует объяснять ребёнку всю физиологическую природу его появления на свет. Подробные механистические выкладки дезориентируют, пугают и часто травмирует детей.
К сожалению, появление новой продукции неминуемо ведёт к спросу и распространению товара среди детей. Остаётся надеяться на критичность и вдумчивость родителей и педагогов.
От редакции
Играть в микробов или не играть? Чью же сторону примут наши читатели — производителей, которые, ссылаясь на мировой опыт, предлагают свой товар, взывая к тому, что детям это будет интересно, или специалистов высокой квалификации, убедительно доказывающих, что не всё рекламируемое производителями может быть полезно нашим детям, что нельзя раньше времени пробуждать детское любопытство к некоторым деликатным сферам жизни и вообще — всему своё время.Дорогие читатели! Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@i-igrushki.ru
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку