"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2017
Планирование взаимодействия участников образовательного процесса в ГКП
Одна из основных задач группы кратковременного пребывания (ГКП) для детей младшего возраста - адаптация малышей к условиям детского сада, правилам и нормам социально-положительного поведения. Для облегчения и ускорения адаптации детей мы предлагаем родителям стать активными участниками образовательного процесса. Воспитатель заранее приглашает их в группу и включает в совместную с ребёнком деятельность – рисование, конструирование или игру. Пребывание малышей в группе совместно с родителями, по нашему мнению, способствует более лёгкой адаптации каждого ребёнка, позволяет родителям познакомиться с организационными формами и технологиями взаимодействия воспитателя с детьми, почувствовать эмоциональный настрой детей и взрослых. В связи с этим планирование образовательного процесса в ГКП нашей образовательной организации имеет ряд особенностей.
Для реализации задач развития и воспитания детей, а также систематизации и лучшего усвоения малышами материала образовательной программы, мы используем систему групповых игровых сеансов, которые представляют собой интегрированную тематическую образовательную деятельность, охватывающую все области развития ребёнка. Игровой сеанс включает нескольких этапов, определяющих вид деятельности: физические упражнения, знакомство с новой темой или героем, продуктивную деятельность, игры в рамках темы сеанса по выбору ребёнка. К каждому этапу игрового сеанса мы подбираем музыкальное сопровождение, в этом случае переход от одного этапа к другому проводится с использованием песен-маркеров, помогающих ребёнку сориентироваться в структуре занятия.
Быстрее перестроиться на другой вид деятельности помогает и переход во время сеанса из одной игровой зоны в другую. В каждой игровой зоне воспитатель заранее подготавливает предметную среду в соответствии с задачами занятия, возрастом и уровнем развития малышей. В разработке сценария групповых и индивидуальных игровых сеансов кроме воспитателя ГКП обязательно участвуют специалисты дошкольного отделения: логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Выбранная специалистами тема обычно рассчитана на 1-2 недели, и все формы образовательной работы осуществляются в её рамках. Подобрать в соответствии с темой речевые игры воспитателю помогает логопед; педагог-психолог наблюдает за эмоциональным состоянием детей во время игровых сеансов и организовывает их коммуникативные игры.
Планированием непосредственной образовательной деятельности в группе ГКП предусмотрены отдельные занятия по физическому и музыкальному развитию, однако, наш опыт работы показывает, что многократное повторение в свободной деятельности знакомых физических упражнений и музыкально-ритмических игр значительно ускоряет их запоминание детьми. Поэтому воспитатель включает в сеанс игровые упражнения, которые малыши выполняли на физкультурном или музыкальном занятии. Для родителей мы предлагаем краткие рекомендации по организации совместной деятельности с ребёнком в домашних условиях. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия, это может быть, например, выставка или праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль.
Необходимо обратить внимание читателей на то, что в предлагаемом планировании в феврале и марте основными темами выбраны «Досуг в семье» и «Музыкальное развитие малышей». Это позволяет уделить более пристальное внимание подготовке музыкального праздника с родителями, а также познакомить родителей с практическими способами развития музыкальных способностей детей.
В связи с сезонными изменениями в местных погодных условиях в апреле нами выбрана тема «Физическое развитие». Мы полагаем, что рекомендации педагогов помогут родителям избежать трудностей с подбором одежды по сезону, правильно организовать двигательную деятельность ребёнка на прогулке и этим снизить риск простудных заболеваний.
Представляемый вниманию читателей план взаимодействия участников образовательного процесса позволяет повысить эффективность работы с детьми раннего возраста в ГКП.
План взаимодействия участников образовательного процесса в группе кратковременного пребывания детей (ранний возраст)
Людмила Фалина, воспитатель ГКП, педагог-психолог
Маргарита Хвостикова, методист ГБОУ Школа № 1631, г. Москва
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии