"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2017
Песочные фантазии
Весёлые игры, упражнения с песком для детей всех возрастов
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности. Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное – он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо!
Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим, успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Всё это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей.
Игра «Дойди по дорожке»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушивать до конца задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.
Материал: песочница с песком, сетка с квадратами, мелкие игрушки, маленькие предметы (пуговицы, камешки).
Ход игры
Вариант первый. На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах стоят маленькие игрушки. Взрослый предлагает найти нужную игрушку и даёт указания: пять шагов вверх, три шага вправо. Так ребёнок доходит до игрушки, которую задумал взрослый.
Вариант второй, усложнённый. Один ребёнок закрывает глаза, другой в каком-нибудь квадрате в песок зарывает игрушку и так же руководит действиями другого ребёнка.
Игра «Угадай, где спрятано»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет.
Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки.
Ход игры
Вариант первый. Ребёнку даются мелкие игрушки. Взрослый предлагает поставить одну игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы. Маша, где стоит твоя игрушка? (В середине.) Слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в нижний правый угол. Посмотри глазками, с кем он там встретится? (Со львёнком.) Верно, покажи мишке дорогу, ребёнок озвучивает свой путь. Необходимо следить за речью ребёнка – он должен отвечать полным предложением, правильно определять место игрушки.
Вариант второй. Ребёнку даются мелкие пуговицы. Даётся словесная инструкция: в правый нижний квадрат нужно положить все треугольные пуговицы. В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие.
Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).
Игра «Весёлые раскопки»
Цель: активизировать социально-эмоциональный опыт ребёнка путём расширения представлений об окружающем мире; развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.
Ход игры
Взрослый заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок, животных, цифры, геометрические фигуры. Задача детей – стать внимательными археологами. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка натыкается на какой-то предмет в песке, её нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры ребёнок получает знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (это очертания замка, животного), закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов.
Игра «Вертикаль-горизонталь»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ.
Материал: песочница с песком, мелкие предметы (камушки, кисточки) и маленькие игрушки.
Ход игры
Для того чтобы увидеть горизонтальную линию, сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья. Все эти игрушки ребёнок должен поставить в песок. Тогда, по логике, в нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавающие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки. Ребёнок должен порассуждать вместе со взрослым, определить игрушки, которые нужно поставить в морскую часть. Если песок на нижней части песочницы – это земля, то верхняя часть – это небо. Ребёнок ставит туда птиц, самолёты. В процессе игры закрепляются знания о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяются названия животных; закрепляется счёт.
Игра «Узор в геометрической фигуре»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развивать мелкую моторику рук.
Материал: песочница, рамки геометрических фигур, камешки, пуговицы, ракушки.
Ход игры
Ребёнок выбирает рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляет узор на песке. Педагог при этом задаёт вопросы: где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Объясняет: для того, чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например, по сторонам. Или одинаковые предметы по величине в углах, компоновать по цвету.
Игра «Дорисуй фигуру»
Цель: закреплять названия геометрических фигур, закреплять названия цвета фигур, развивать воображение ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
Материал: геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция, разного цвета и разной величины.
Ход игры
Игра начинается с «Чудесного мешочка». Ребёнок опускает руку в мешок, достаёт по одной геометрической фигуре и отвечает на вопросы: что это за геометрическая фигура, какого она цвета, на какие предметы в группе похожа эта фигура, что получится, если соединить твою фигуру и фигуру Евы?
Дальше игра перемещается к песочнице. Взрослый кладёт на песок свою фигуру – квадрат – на песок и дорисовывает к нему треугольник. Получился дом. Ребёнок придумывается, что можно дорисовать к его фигуре. После выполнения одного рисунка ребёнок может вытянуть следующую геометрическую фигуру.
Наталья Варшавская, воспитатель
МБДОУ Д/с № 54, г. Междуреченск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии