"Игры и Игрушки" №5-2013
Нужны иные подходы
Маркеры игрового пространства
Этот вид игрушек предназначен для сооружения соразмерных росту ребёнка объёмных конструкций, вариативных по сложности и материалам и пригодных для сюжетно-ролевой игры внутри них. Сегмент рынка характеризуется дефицитом материалов для вариативного конструирования и наличием однообразных стационарных сборных конструкций в виде палаток и домиков. В широкой розничной продаже крайне мало отдельных материалов и элементов оснащения для самостоятельного крупномасштабного детского конструирования.Встречаются мягкие модули российских производителей (Модуль, Игросвет, Вектор-мебель). В комплект входят детали — цилиндры, кольца, дуги, тоннели. Однако элементы небольших размеров не позволяют соорудить стену или перекрытие. Существенный недостаток конструкций — неустойчивость и непрочность. Объёмные модули требуют значительной площади для хранения, что делает их непригодными для оснащения домашней игры, неудобными для уборки.
Чаще в продаже можно встретить стационарные сборные домики-палатки зарубежного производства — транспорт, цирковой шатёр, домик принцессы, гоночная трасса и др. (Smoby, Feber, Marian Plast). Как правило, они изготовлены из пластика или ткани в виде жёстко фиксированных конструкций. Они мало отвечают потребностям ребёнка в игре.
Наиболее удачной можно считать игровую мебель Haba, Sigikid — продукцию этих фирм отличают интересные находки в деталях (балдахины, многофункциональные пуфики), удачные эстетические решения, вдохновляющие игру.
Составные картинки
В ассортименте составных картинок преобладают наборы пазлов с замком. При разнообразии тем всех их объединяет одинаковый принцип соединения деталей — подбор по форме сцепления. Большинство представленных в продаже пазлов — зарубежного производства (Ravensburger, Educo), однако встречаются и российские варианты (Степ Пазл, ДрофаМедиа).В дошкольном возрасте полезны разрезные картинки, части которых имеют ровный разрез. Такие картинки ребёнок собирает не по принципу подобия формы деталей, а ориентируясь на само изображение, что способствует развитию образного мышления. Количество предложений по таким игрушкам ограничено, но их можно найти в интернет-магазинах. Самые интересные варианты предлагают немецкие фирмы Haba, Toys Pure, Cause, Goki. У этих производителей много удачных решений по сюжету и эстетическим характеристикам изображения, встречаются интересные технические особенности, например, многослойные составные картинки. Можно встретить менее качественные разрезные картинки из дерева производства российских фирм — Крона, RN Toys.
Несоответствие игрушечного ассортимента потребностям образования и развития маленьких детей со временем не преодолевается, а только растёт, и требуются новые пути решения проблемы.
Скудно представлены составные картинки на кубиках. В широкой продаже по большей части — кубики низкого качества китайских производителей с мульт-персонажами. Более качественные российские игрушки, выполненные из ткани (Фокс-мякиши), дерева (Томик) и картона, можно приобрести в интернет-магазинах.
Экспериментирование в младшем школьном возрасте
Рынок игрушек и наборов для экспериментирования, рассчитанных на младший школьный возраст, в последнее время значительно расширился. В широком ассортименте представлены наборы для «научных» физических и химических опытов по смешиванию веществ, выращиванию кристаллов, экспериментов с магнитами, а также созданию электронных устройств (конструкторы «Знаток», наборы «Профессор Эйн»).Отдельное место занимают археологические наборы, содержащие уменьшенные копии различных исторических и палеонтологических находок, которые необходимо очистить с помощью определённых инструментов.
Более вариативны и предполагают длительное использование наборы и инструменты для исследования свойств отдельных веществ и явлений — микроскопы, телескопы, металлоискатели и перископы (ELC), бинокли, лупы, призмы, наборы для исследования воды, солнечного излучения (Доктор Эйн, Qiddycome). Тем же целям экспериментирования с естественной средой и свойствами предметов могут служить динамические игрушки: воздушные змеи, бумеранги, водяные ракеты, резиномоторные модели самолёта.
Отдельную нишу занимают «экологические наборы» для экспериментирования с живой природой. Они позволяют выращивать растения и грибы (Биокупол Qiddycome, Брикник «Юный садовод», Ранок «Цветочки в горшочке»), наблюдать за насекомыми, собирать и транспортировать их с помощью специального оборудования (Elc ).
Между тем положительные изменения в ассортименте наборов для экспериментирования и творчества, предназначенных для школьников, не способны изменить общую тенденцию единообразия современного рынка игрушек. Практически все ведущие мультибрендовые торговые сети и крупные магазины формируют свой ассортимент на основе наиболее известных, рекламируемых и потому популярных игрушек.
Как правило, такие игрушки имеют низкую игровую ценность и слабый развивающий потенциал, но из-за обширной рекламы хорошо продаются. Продавцы стремятся расширить продажи, предлагая всё больше «ширпотреба» — популярных товаров низкого качества, эксплуатирующих модные тенденции, а покупатели вынуждены выбирать из того ассортимента, который есть в продаже.
Александра Романова, педагог-психолог
Московского городского Центра психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек МГППУ
Рекомендуем почитать
- Поговорки в речи детей дошкольного возраста
- Физическое развитие детей до 3-х лет
- Новая волна игрушек SMOOSHY MUSHY!
- Лучшее предложение на рынке франчайзинга России
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии