"Игры и Игрушки. Эксперт" №1-2020
Нетрадиционные изобразительные техники в работе с дошкольниками
Опыт показывает, что детям нравится экспериментировать. Ребёнок, знакомясь с новыми материалами, изучает их свойства и делает открытия, побуждающие к дальнейшему творчеству. Оказывается, создавать скульптуру можно не только из глины, пластилина, но и других подручных средств, казалось бы, ненужных. Богатый выбор средств и техник увлекает дошкольников, расправляет крылья фантазии и создаёт условия для творческого процесса.
Дети нашего детского сада умеют пользоваться разнообразными изобразительными материалами, в их работах присутствует творчество и индивидуальность. Под руководством педагогов воспитанники осваивают не только основные изобразительные приёмы, но и нетрадиционные техники и технологии создания образов. Для пробуждения в детях желания творить, создавать красивые вещи педагогу важно уметь найти наиболее рациональные техники и технологии, адаптировать их для использования детьми. Важно применять в работе оптимальные методы и приёмы, помогающие освоить эти техники воспитанникам. Да, не у каждого ребёнка сразу и всё получится, но педагог, создав в совместной работе «радость сотворчества, радость успеха», даст возможность каждому дошкольнику самореализоваться.
Я использую в работе с дошкольниками такие техники для изготовления объёмных форм, как модульная лепка, лепка на готовых формах, торцевание на пластилине, папье-маше из ваты и бумаги, лепка из бумажной массы, лепка из фольги, создание поделок в технике «узелок» из креповой бумаги и многослойных салфеток.
В работе с детьми для создания объёмных поделок я широко использую разнообразную бумагу. Освоив основные приёмы предлагаемых техник, дети создают множество интересных композиций. Казалось бы, кого можно удивить детскими поделками из бумаги? Но, бумага остаётся универсальным материалом, инструментом для творчества. Для превращения плоского листа бумаги в забавный образ мы режем и мнём её, рвём, сворачиваем, закручиваем и сгибаем. Подробнее хочется остановиться на таких увлекательных техниках, как торцевание на пластилине и изготовление объёмных поделок в технике «узелок».
Торцевание на пластилине – один из видов продуктивной деятельности. В основе – создание изображений и предметов с помощью «торцовок», которые представляют собой сжатую в виде воронки или конуса бумагу. Технология торцевания заключается в следующем: из пластилина лепим основу (изображение, покрытое пластилином, или объёмная форма из пластилина); гофрированную бумагу нарезаем на небольшие квадратики (15х15 мм); на середину заготовки ставим черенок кисточки и закручиваем бумагу вокруг него; получившуюся торцовку, не снимая с палочки, втыкаем в пластилиновую форму, и только тогда палочку вынимаем; каждую следующую торцовку помещаем рядом с предыдущей так, чтобы не оставалось промежутков.
На начальных этапах знакомства с техникой торцевания создаются полуобъёмные работы (трава, листва на деревьях, фактура животных). Потом создаём объёмные образы, состоящие из одной части (цыплёнок, цветы, ёжик, колобок), а затем из нескольких частей (медвежонок, котик, слонёнок, кактус, сказочные герои). Полученные фигуры ребёнок учится декорировать разнообразными художественными и подручными материалами (пластилин, масса для лепки, различные виды бумаги, бусинки, проволочка).
Предлагаю следующую тематику сюжетных работ в технике торцевания для детей старшего дошкольного возраста: «Наши забавные пушистые друзья», «Удивительное путешествие по Африке», «Цирк! Цирк! Цирк!», «Цветочные фантазии», «Рождественская сказка», «Новогодний карнавал», «Незнакомая планета».
Удивительно смотрятся поделки из гофрированной бумаги и многослойных салфеток в технике «узелок». За основу я взяла технику изготовления кукол-оберегов из ткани, которые использовались для обрядовых традиций у народов, проживающих на территории нашей страны, и адаптировала её к бумаге. Эта техника доступна детям старшего дошкольного возраста.
Этапы создания поделок в технике «узелок»: сминаем бумажную салфетку и скатываем из неё шарик; кладём перед собой квадрат гофрированной бумаги или развёрнутую многослойную салфетку нужной расцветки; в центр квадрата помещаем скатанный шарик, поднимаем края квадрата, обёртывая шарик в виде узелка, стягиваем края салфетки ниткой.
В этой технике можно сделать поделку, состоящую из 2 частей (голова, туловище). Для этого кладём ещё один шарик и также закручиваем, завязываем. Дальнейшее декорирование образа зависит от детской фантазии и творчества. Делаем глаза, крылышки, лапы, хвостик, то есть всё то, что придаст образу выразительность. Примерные темы творческих заданий, состоящих из одной части: «Птички-невелички», «Рыбки плавают в водице», «Смешарики», «Жёлтые цыплята» и предметы, состоящие из двух частей: «Забавные зверушки», «Петя-петушок», «Неваляшка».
Сначала обучение нетрадиционным техникам осуществляется в индивидуальной работе или микрогруппами (2-3 человека), а затем переносится во фронтальные, групповые занятия. Игрушки, сделанные детскими руками, получаются очень интересными и необычными, они хранят в себе тепло рук и отношение ребёнка к тому, что он смастерил.
Некоторые из моих воспитанников стали делать поделки в технике торцевания и в технике «узелок» дома, привлекая к этой деятельности своих родителей, что положительно сказывается на детско-родительских отношениях и микроклимате семьи. Ещё работы ребят используются для украшения интерьера групповых комнат и помещений детского сада. Овладев какими-либо нетрадиционными техниками, дети проводят мастер-классы для родителей и педагогов детского сада. Их эффективность обуславливается тем, что можно не только увидеть, но и попробовать ту или иную художественную технику, узнать способы изготовления предметов. А дошкольники, пробуя себя в роли ведущего мастер-класса, успешнее социализируются, овладевают организаторскими навыками. Это показало, что я не зря использую подобные технологии в работе с дошкольниками.
Светлана Дерюшева
воспитатель, рук. изостудии
МБДОУ № 101, г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии