"Игры и Игрушки" №2-2022
Несвязная речь у детей
Проблема несвязной речи у детей сейчас очень актуальна. С появлением современной техники и прочих удобных, спасающих жизнь родителей гаджетов, живое общение стало минимизировано. Дети умеют играть в компьютерные игры, а вот речь их становится несвязной, бедной, не выраженной. Иногда это также может зависеть от семейных проблем, перенесённых заболеваний малыша или мамы во время беременности. Как решить эту проблему? Что можно предпринять в такой ситуации?
Роль родителей здесь очень важна, дети копируют то, что слышат вокруг, но не всегда хватает обычного общения. На помощь родителям приходят развивающие, коррекционные занятия в детском саду или со специалистами: логопедом, дефектологом и психологом. Ну, а дома, в кругу семьи, можно играть в сюжетно-ролевые, настольные и карточные игры. В таких играх важен визуальный, тактильный материал, ведь всё что можно увидеть, потрогать, понюхать, ощутить и описать помогает поставленной задаче – активизации связной речи. Приведём в пример несколько игр, которые помогут «разговорить» ребёнка и сделать его речь более связной и логичной.
Сказки с вопросами
Есть сказки различных издательств, сокращённые, или просто короткие сказки, после которых идут задания или вопросы. Например, прочитали сказку и задайте вопросы по основному сюжету. Так ребёнок будет развивать мыслительные процессы, восстанавливая в памяти события. Обязательно перед глазами должны быть сюжетные картинки, чтобы малыш мог ориентироваться в событиях сказки или рассказа.
Все эти игры помогут активизировать речь ребёнка, сделать её связной и понятной для окружающих. Это бесценная помощь в развитии вашего малыша. Разговаривайте с детьми, отвечайте на все их вопросы, радуйтесь, когда они их задают, и всегда давайте полный исчерпывающий ответ.
Роль родителей здесь очень важна, дети копируют то, что слышат вокруг, но не всегда хватает обычного общения. На помощь родителям приходят развивающие, коррекционные занятия в детском саду или со специалистами: логопедом, дефектологом и психологом. Ну, а дома, в кругу семьи, можно играть в сюжетно-ролевые, настольные и карточные игры. В таких играх важен визуальный, тактильный материал, ведь всё что можно увидеть, потрогать, понюхать, ощутить и описать помогает поставленной задаче – активизации связной речи. Приведём в пример несколько игр, которые помогут «разговорить» ребёнка и сделать его речь более связной и логичной.
Кукольный театр, или театр теней
С помощью театрализованных игр можно придумать свои истории, сказки или небылицы, а затем пробовать разыграть сюжеты вместе с ребёнком. Так ребёнок будет проговаривать текст своего героя или отвечать на вопросы, которые ему задают другие персонажи. Сначала будут односложные ответы, затем получатся связные предложения.Игра «Кот в мешке» или «Волшебный мешочек»
Она не требует особых затрат. Нужен только мешочек и различные материалы (шишки, каштаны, жёлуди, мелкие игрушки, фигурки животных, машинки, можно фрукты: банан, апельсин, груша, яблоко). Сначала родитель показывает, что будет лежать в мешочке. Далее, ребёнок закрывает глаза, достаёт на ощупь из мешочка предмет и угадывает. Затем, можно поменяться ролями, угадывать будет родитель. Только для того, чтобы вызвать ребёнка на диалог, нужно немного схитрить и не сразу отгадывать предмет, а дать малышу возможность вам его описать, как бы подсказывая и объясняя.Сказки с вопросами
Есть сказки различных издательств, сокращённые, или просто короткие сказки, после которых идут задания или вопросы. Например, прочитали сказку и задайте вопросы по основному сюжету. Так ребёнок будет развивать мыслительные процессы, восстанавливая в памяти события. Обязательно перед глазами должны быть сюжетные картинки, чтобы малыш мог ориентироваться в событиях сказки или рассказа.
«Скажи наоборот» или «Один-много»
Вариаций игры много, всё зависит от вашей фантазии. Итак, нужен мяч. Родитель кидает его ребёнку, называя слово, а ребёнок подбирает подходящий ответ, называет и кидает мяч обратно родителю. Например, в игре «Скажи наоборот» родитель говорит: «Большой мяч». Ребёнок в ответ: «Маленький мяч». Начинать нужно с простого, постепенно усложняя темы и обогащая словарь малыша. Тем самым активизируются процессы мозга, способствующие развитию связной речи.Игра из серии «Кто я? Друг-утюг» от издательства «Биплант»
В данной игре есть картонные обручи на голову с окошком для карточки-картинки, которую видят все участники игры, кроме вас. За определённое время (песочные часы есть в комплекте) участники объясняют кто ты на картинке, а ты пытаешься отгадать по их описаниям. Это очень способствует развитию речи, так как поневоле приходится каким-то образом описывать персонаж.Все эти игры помогут активизировать речь ребёнка, сделать её связной и понятной для окружающих. Это бесценная помощь в развитии вашего малыша. Разговаривайте с детьми, отвечайте на все их вопросы, радуйтесь, когда они их задают, и всегда давайте полный исчерпывающий ответ.
Марина Палочкина, учитель-логопед,
школа №460, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Подруга для девочки — кукла MIA
- От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты
- Токийский музей игрушек
- Находилки
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку