"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2017
Непохожий на прохожих
Тренинг для педагогов в рамках темы «Особенности внедрения культурных практик в систему ДОО в условиях модернизации»
Цель: расширение представлений о способах самоопределения и самореализации педагога, посредством внедрения в педагогическую деятельность культурных практик ФГОС ДО.
Задачи:
- систематизировать представления педагогов о практиках культурной идентификации посредством определения своей индивидуальности;
- знакомить с разнообразием практических упражнений в рамках работы с культурной идентификацией;
- формировать умение соотносить свои стремления и возможности, адекватно оценивать процесс и результат своей деятельности.
Материалы и оборудование: бумага, ручки, раздаточный материал к упражнениям (по количеству участников).
Ход занятия
Психолог: Здравствуйте, дорогие участники. Встаньте, пожалуйста, в круг. Каждый из вас должен представиться, подумать и выразить при помощи позы, жестов, мимики то состояние, в котором он находится на данный момент. Остальные участники повторят его позу.
Психолог: Сегодня мы разберём практики культурной идентификации и проработаем упражнения в рамках данного направления.
Практики культурной идентификации в детской деятельности – это практики познания ребёнком мира культуры, а так же осознания, одухотворения и реализации ребёнком себя в мире культуры. Другими словами, это проявление себя в мире культуры, показ себя с лучшей, отличающей тебя стороны.
Психолог: Все мы родом из детства, где большую ценность имеют игрушки, песни, сказки, различные истории, басни, с которыми знакомили нас. И сегодня я хочу напомнить вам одну интересную басню Крылова Ивана Андреевича «Орёл и куры». (Обсуждение. А кто есть ты? А нужно ли постигать эти высоты? Стремиться к идеалу, образцу подражания, быть лучшим? Достигать в жизни успехов?)
Психолог: Вам предлагается таблица, на которой отражены позиции, отношение человека к разным сторонам жизни. Отметьте, пожалуйста, наиболее характерные для вас мысли и действия. (Обсуждение. Каждый из нас друг друга в чём-то превосходит, у каждого есть свои особенности, «изюминки», у каждого из нас получается что-то лучше, что-то хуже. Почему? Каждый из нас – индивидуальность.)
Психолог: Задание. Сядьте поудобнее. Расслабьтесь. (Упражнение на визуализацию «Капитан корабля».) Представьте, что вы оказались на космическом корабле, на котором летите уже много лет. Этот корабль – ваше тело, и вы его единственный пассажир и единственный пилот. Но какой-то странный пилот, ибо не знаете, что это за корабль, кто его создал и куда он летит. Знаете только, что однажды корабль остановится, и вам придётся сойти. Может быть на этой планете или звезде будут цветы или вы встретите приятных, близких людей. А может быть, ваш корабль попадёт в бездну. У каждого из нас свой корабль, но кто вы на этом корабле: капитан, рулевой или пассажир? Какая роль больше всего Вам подходит – капитан, рулевой или пассажир своей жизни. Определите себя.
Интерпретация теста.
- Капитан собственной жизни. Ты чувствуешь ответственность за всё, что с тобой происходит, преодолеваешь трудности. Ты видишь перед собой цель и думаешь над тем, как её достигнуть. Твои чувства и мысли загадка для окружающих.
- Рулевой на собственном жизненном корабле. Если это необходимо, ты способен передавать штурвал в надёжные руки. При оценке собственных трудностей ты частенько ошибаешься. То, что ты считаешь чересчур сложным, на самом деле оказывается довольно простым. Рассудительность, чуткость, отсутствие лишнего упрямства обычно помогают тебе.
- Пассажир на корабле своей жизни. Причину своих ошибок и трудностей видишь чаще в том, что так всё само складывается, чем в собственных промахах. Часто ты считаешь, что какое-то дело значительно сложнее, чем оно есть на самом деле, если только взяться. Ты умеешь мирно сосуществовать с окружающими тебя людьми.
(Обсуждение. Устраивает ли вас та роль, которую вы чаще всего исполняете в жизни? Является ли она вашим истинным предназначением? Как в ней проявляется ваша индивидуальность?)
Психолог: Подумайте и ответьте на следующие вопросы. На какого сказочного героя вы хотели бы быть похожи? Почему? Кто ваш кумир в мире актёрского мастерства? Почему?
Есть ли люди в вашем окружении, в которых вы видите пример для подражания? Необходимо по всем трём направлениям определить «героя», затем выделить в нём качества, которые привлекают ваше внимание и назвать одно качество, с которым вы себя отождествляете. (Обсуждение. Есть ли у вас образец, идеал, которым вы хотите подражать? Совпадают ли выделенные вами качества между собой? Или же есть общие черты всех субъектов?)
Психолог: Возьмите лист бумаги. Напишите себе хвалебную оду. Желайте себе добра, здоровья, успехов в делах, работе, любви и всего остального. Форма изложения – небольшие предложения из 5-10 слов в прозе или в стихах. Красиво перепишите и поставьте на видном месте. Каждое утро почитываете эту оду вслух и мысленно. Почувствуйте свою индивидуальность, неповторимость и уникальность.
Психолог: Теперь каждый по кругу произносит фразу «Я непохожий на прохожих» и называет качество, которое отличает его от других людей. (Как вариант: по желанию участник может заявить о своей похожести с прохожим и объяснить, почему он не выделяет себя от других людей.)
Лариса Варламова, педагог-психолог
МБУ Д/с №53 «Чайка»
г.о. Тольятти, Самарской области
Рекомендуем почитать
- Массажно-игровая дорожка
- Обязательны ли светоотражатели для школьников?
- Смотри, запоминай, рассказывай
- Снова в школу - учимся считать!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии