"Игры и Игрушки" №6-2018
Необычная методика развития детей с ОВЗ
Многие могут подумать: «Как дети с ОВЗ могут реализовать себя в данном виде творчества? Это же опасное занятие! Сложное! Ребёнок замкнётся, если у него не получится». Смею развеять все страхи и сомнения, так как данный вид творчества развивает мозговые структуры и задействует обе руки во время работы (а значит, и оба полушария головного мозга). Дети могут себя реализовать, придумывают разнообразные сюжеты, формы, героев, и таким образом повышают свою самооценку, и проявляют себя среди сверстников.
Педагоги изначально проводят уроки по технике безопасности. Терпеливо и с индивидуальным подходом, обучают, как нужно правильно держать инструменты и не пораниться, обучают держать в руках инструменты даже тех, кто не может этого делать самостоятельно. На групповых занятиях ребёнок учится работать не один, прислушиваться к своим педагогам и ребятам, с которыми обучается. Работа в команде организует и учит выполнять определённые задания, следовать инструкциям. Также, позволяет проявить инициативность, самостоятельность, ответственность. Ребёнок будет видеть, что он нужен и важен не только дома, не только своим близким, но и обществу, что он – личность!
Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, формируется с задержкой. Большинство детей слышат и даже понимают речь окружающих, но сами затрудняются сказать что-либо, словарь их ограничен, страдает грамотность речи, нарушено произношение многих звуков. Нарушенное речевое развитие сказывается на формировании неречевых психических процессов. У таких деток проявляется неустойчивость внимания, снижена вербальная память (словесно-логическая память) , страдает эффективность запоминания. Случается, что ребёнок непросто идёт на контакт. Поэтому основная задача педагогов - развивать у ребёнка все компоненты речевого развития. Резьба по дереву, в данном случае, будет выполнять дополнительное звено в развитии многих процессов:
- Физическое развитие. Резьба по дереву требует небольших физических усилий. Сила их зависит от вида резьбы и свойств дерева (твёрдости, плотности и влажности). При выполнении мелкой резьбы, как «Татьянка», работают в основном кисти рук и пальцы. При этом, физическое усилие для всего организма небольшое, но для рук и пальцев – значительное. Вместе с тем, большие по размеру элементы резьбы задействуют в работу другие мышцы рук и даже всего тела. Занимаясь резьбой несколько часов подряд, напрягаясь и расслабляясь, организм человека испытывает значительную, хотя и дозированную, физическую и эмоциональную нагрузку.
- Развитие моторики. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в жизни любого человека, а ребенка с ОВЗ в особенности. От этого практически зависит его жизнь, его способности, умения и навыки. Все это потому, что стимуляция мелкой моторики рук положительно воздействует на развитие мышления, внимания, воображения, памяти, координации и речи. Такая взаимосвязь объясняется тем, что отделы головного мозга, ответственные за речь и движения пальцев, располагаются рядом друг с другом. Тренировка мелкой моторики активизирует отдел мозга, отвечающий за её деятельность, а сообща с ним начинает лучше работать и соседняя область, отвечающая за речь.
- Интеллектуальное развитие. Развитие рук способствует общему развитию, в том числе и интеллектуальному. Взаимосвязь ручного труда и изобразительного искусства формирует художественный вкус и формирует интерес к изучению истории искусства, народных промыслов, изучению природы.
- Развитие правого полушария. Занятия художественным творчеством, резьбой по дереву развивают правое полушарие, которое отвечает за зрительно-пространственные образы, творческое мышление, воображение, восприятие живописи, рисунка, скульптуры. В результате ребёнок активнее использует ту часть разума, которая способствует формированию творческой мысли.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут приобщиться к данному виду творчества как на дому с родителями, так и в домах творчества. Например, обучение вырезанию по дереву в стиле «Татьянка» проходили ребята с различными заболеваниями (ДЦП, олигофрения, аутизм), и у всех по ходу обучения были хорошие результаты в развитии: как в интеллектуальном, так и в физическом. Многие из них научились управлять своим телом, руками и пальцами. Кто-то не мог ручку держать в руках и свободно управлять руками, а сейчас справился с этим и самостоятельно работает над более сложными задачами, а кто-то уже овладел профессией и может жить нормальной жизнью! Конечно, этот процесс длительный и трудный, но свои плоды он даёт, и это возможно и реально! Главное – это возможность стать творцом!
Фотографии сделаны в музее детского творческого центра «Татьянка»,
авторская методика Шамиля Сасыкова
Палочкина Марина Юрьевна,
учитель-логопед, ГБОУ школа №460, г.Москва
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Я прикасаюсь к будущему…
- Бесплатный журнал для всех, кому небезразлично, во что играют дети!
- Внимание, конкурс!
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии