"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2022
Национальная тематика
Использование игровых пособий в непосредственно образовательной деятельности для детей разных возрастных групп
С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках и красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество, быт и традиции
Настоящей сокровищницей народной мудрости являются сказки, загадки, поговорки и пословицы. Гармонию звуков передают песни, музыка и пляски. Мелодия, ритм и движения выражают черты характера народа. Когда дошкольники приобщаются к народному творчеству разных этнических групп, они усваивают историю, традиции и культуру с лёгкостью и интересом.
Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту, выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства в целом.
В настоящее время многие производители детских игрушек уделяют внимание производству товаров национальной тематики. Одной из таких компаний является «Наивный мир», в ассортименте которой есть пальчиковые куклы, куклы-рукавички, куклы на подставках, декорации, игровые дома разных народов: башкиры, казаки, казахи, русские, татары, якуты.
Башкиры – коренной народ республики Башкортостан. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. Им часто приходилось переходить с места на место, перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах – юртах.
В ассортименте компании «Наивный мир» есть большая игровая башкирская юрта, которая поможет окунуть дошкольников в образ жизни данного народа. Также её можно дополнить наборами ковров, подушек и мебели. Для ознакомления с бытом башкирского народа подойдёт и малая юрта, в комплект с которой идут ковры, подушки и мебель (стол, сундук, люлька), а также комплект фигурок под раскраску.
У каждого народа есть свой национальный костюм. С помощью набора рукавичек, кукол на подставке или пальчиковых кукол «Семья башкирская» можно изучить особенности башкирского костюма. У женщин это длинное платье с оборками, передник, камзол. Головной убор – чепец с серебряными подвесками и монетами. У мужчин это рубахи и штаны, лёгкий халат, камзолы, тулупы. Головной убор – тюбетейки, круглые меховые шапки.
Ещё одним кочевым народом являются казахи. Их национальным жилищем также является юрта, которую удобно перевозить с места на место. В ассортименте компании «Наивный мир» есть папка «Юрта казахская», которая изображает внутреннее убранство юрты: предметы мебели, посуду, национальную одежду.
Особенности национального костюма также представлены в наборах рукавичек, кукол на подставке и пальчиковых кукол «Семья казахская». Как в зеркале в них отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения.
Другие народы – казаки, русские, татары и якуты в ассортименте производителя также представлены в виде наборов рукавичек, кукол на подставках и пальчиковых кукол.
На данном примере можно понять, как использовать дидактические материалы, о которых мы говорили выше.
Цель – познакомить детей с куклами в национальных костюмах; выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.
Материалы – куклы-рукавички «Семья казаков», «Семья русская», «Семья якутская», сундук.
Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нём хранится много интересного. Хотите посмотреть? (Достаёт куклу-рукавичку в русском костюме.)
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?
Кукла: Из Древней Руси.
Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетёные, на голове лента шелковая. Волосы у неё в косы заплетены. На Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна была отныне всегда носить головной убор – кокошник. Хотите узнать, как зовут нашу гостью? (Ответы детей.)
Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа».
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что ещё лежит в моём сундуке. (Достаёт куклу-рукавичку в татарском наряде.)
Кукла: Исэнмесез. Здравствуйте!
Бабушка: А вы кто такая?
Кукла: Я – татарка Айнура. Моё имя означает «лунный свет».
Бабушка: Расскажи о своём костюме.
Кукла: Я одета в татарский национальный костюм. На мне платье с оборками, бархатная жилетка, которая по-татарски называется камзол. Он расшит золотыми нитками и бисером. Весь мой костюм из ярких и дорогих тканей, расшит орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). На голове у меня калфак. Он тоже сшит из дорогой ткани – бархата, парчи, украшен золотыми нитями, бисером и пайетками.
Дети: Спасибо!
Бабушка: Дети, посмотрите, в сундуке что-нибудь осталось? (Достают куклу в якутском костюме.)
Кукла: Туругур! Здравствуйте!
Дети: Расскажите нам, кто вы такая?
Кукла: Я – якутка Далбарай. Это мой национальный костюм. Его уникальность в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня (среди современного населения нашего региона). Верхняя одежда на мне очень плотная, выполнена из меха, кожи и сукна. Она украшена бисером, вышивкой, орнаментами, металлом и подвесками.
Дети: А что означает ваше имя?
Кукла: Далбарай – в переводе «красивая как жаворонок».
Воспитатель: Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у неё в сундуке. (Русская кукла Марьюшка, татарская кукла Айнура, якутская кукла Далбарай.)
Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая о том, что когда-то потомки будут смотреть на неё как на произведение искусства. Чем больше смотришь на народный костюм, тем больше находишь ценного. Он раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым. В нём душа народа.
И так далее, можно разыграть любые сценки не только на тему костюмов, но и быта разных народов.
С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках и красках. Всё это в изобилии несут в себе народное творчество, быт и традиции
Настоящей сокровищницей народной мудрости являются сказки, загадки, поговорки и пословицы. Гармонию звуков передают песни, музыка и пляски. Мелодия, ритм и движения выражают черты характера народа. Когда дошкольники приобщаются к народному творчеству разных этнических групп, они усваивают историю, традиции и культуру с лёгкостью и интересом.
Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образования согласно Федеральному государственному стандарту, выступает задача приобщения детей к социокультурным нормам и традициям семьи, общества и государства в целом.
В настоящее время многие производители детских игрушек уделяют внимание производству товаров национальной тематики. Одной из таких компаний является «Наивный мир», в ассортименте которой есть пальчиковые куклы, куклы-рукавички, куклы на подставках, декорации, игровые дома разных народов: башкиры, казаки, казахи, русские, татары, якуты.
Башкиры – коренной народ республики Башкортостан. Свои жилища они располагали в долинах рек, у подножий гор или около густых лесов. Им часто приходилось переходить с места на место, перегонять коней, овец в другое место, богатое травой. Поэтому башкирам приходилось жить во временных жилищах – юртах.
В ассортименте компании «Наивный мир» есть большая игровая башкирская юрта, которая поможет окунуть дошкольников в образ жизни данного народа. Также её можно дополнить наборами ковров, подушек и мебели. Для ознакомления с бытом башкирского народа подойдёт и малая юрта, в комплект с которой идут ковры, подушки и мебель (стол, сундук, люлька), а также комплект фигурок под раскраску.
У каждого народа есть свой национальный костюм. С помощью набора рукавичек, кукол на подставке или пальчиковых кукол «Семья башкирская» можно изучить особенности башкирского костюма. У женщин это длинное платье с оборками, передник, камзол. Головной убор – чепец с серебряными подвесками и монетами. У мужчин это рубахи и штаны, лёгкий халат, камзолы, тулупы. Головной убор – тюбетейки, круглые меховые шапки.
Ещё одним кочевым народом являются казахи. Их национальным жилищем также является юрта, которую удобно перевозить с места на место. В ассортименте компании «Наивный мир» есть папка «Юрта казахская», которая изображает внутреннее убранство юрты: предметы мебели, посуду, национальную одежду.
Особенности национального костюма также представлены в наборах рукавичек, кукол на подставке и пальчиковых кукол «Семья казахская». Как в зеркале в них отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения.
Другие народы – казаки, русские, татары и якуты в ассортименте производителя также представлены в виде наборов рукавичек, кукол на подставках и пальчиковых кукол.
На данном примере можно понять, как использовать дидактические материалы, о которых мы говорили выше.
Цель – познакомить детей с куклами в национальных костюмах; выяснить с детьми, что одежда каждой национальности имеет свои отличительные особенности.
Материалы – куклы-рукавички «Семья казаков», «Семья русская», «Семья якутская», сундук.
Ход деятельности
Воспитатель: Ребята, нам прислали письмо. Интересно, от кого оно? Хотите узнать? (Открывает конверт.) Это письмо от бабушки. Она приглашает нас в гости. Пойдём? (Дети приходят к бабушке.)Бабушка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, бабушка. Какой у вас красивый сундук.
Бабушка: Да, у меня есть сундук, и в нём хранится много интересного. Хотите посмотреть? (Достаёт куклу-рукавичку в русском костюме.)
Кукла: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам!
Бабушка: Какая интересная гостья пришла к нам. Откуда вы?
Кукла: Из Древней Руси.
Бабушка: Давным-давно на Руси (так называли раньше Россию) все так одевались. Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах лопаточки плетёные, на голове лента шелковая. Волосы у неё в косы заплетены. На Руси был такой обычай, когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали в две, и должна была отныне всегда носить головной убор – кокошник. Хотите узнать, как зовут нашу гостью? (Ответы детей.)
Кукла: Зовут меня Марьюшка. Имя по-православному означает «госпожа».
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что ещё лежит в моём сундуке. (Достаёт куклу-рукавичку в татарском наряде.)
Кукла: Исэнмесез. Здравствуйте!
Бабушка: А вы кто такая?
Кукла: Я – татарка Айнура. Моё имя означает «лунный свет».
Бабушка: Расскажи о своём костюме.
Кукла: Я одета в татарский национальный костюм. На мне платье с оборками, бархатная жилетка, которая по-татарски называется камзол. Он расшит золотыми нитками и бисером. Весь мой костюм из ярких и дорогих тканей, расшит орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки). На голове у меня калфак. Он тоже сшит из дорогой ткани – бархата, парчи, украшен золотыми нитями, бисером и пайетками.
Дети: Спасибо!
Бабушка: Дети, посмотрите, в сундуке что-нибудь осталось? (Достают куклу в якутском костюме.)
Кукла: Туругур! Здравствуйте!
Дети: Расскажите нам, кто вы такая?
Кукла: Я – якутка Далбарай. Это мой национальный костюм. Его уникальность в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня (среди современного населения нашего региона). Верхняя одежда на мне очень плотная, выполнена из меха, кожи и сукна. Она украшена бисером, вышивкой, орнаментами, металлом и подвесками.
Дети: А что означает ваше имя?
Кукла: Далбарай – в переводе «красивая как жаворонок».
Воспитатель: Давайте поблагодарим нашу бабушку и вспомним, что было у неё в сундуке. (Русская кукла Марьюшка, татарская кукла Айнура, якутская кукла Далбарай.)
Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая о том, что когда-то потомки будут смотреть на неё как на произведение искусства. Чем больше смотришь на народный костюм, тем больше находишь ценного. Он раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым. В нём душа народа.
И так далее, можно разыграть любые сценки не только на тему костюмов, но и быта разных народов.
Рекомендуем почитать
- Хит-парад.Угадай-ка
- Новые требования к рекламе в интернете
- Мозговой штурм или как из проблемы сделать решение
- Найди недостающие части
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку